Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного
Одним из величайших бедствий, постигших Исламскую Умму, является распад Халифата 3 марта 1924 года (28 Раджаба 1342 года Хиджры). Это был день, когда Шариат и законы Ислама перестали функционировать в обществе. Это был день, когда Исламская Умма потеряла защиту и была подвержена атаке неверующих, которые стремились поглотить Умму мусульман.
Распад могущественного Халифата вызвал шок во всём мусульманском мире. Мусульмане не могут представить себе мир без Халифата — мир, лишённый законов Аллаха ﷻ, мир, в котором Ислам будет подвержен диктатуре секуляризма и демократии. Даже в этот мрачный исторический день прозвучали голоса в поддержку Халифата. Наиболее сильным движение в поддержку сохранения Халифата было на Индийском субконтиненте.
Это халифатское движение в Индии было начато братьями Али — Маулана Мухаммадом Али Джахаром и Маулана Шаукатом Али в 1919 году, которые поняли, что план Британии заключается в том, чтобы уничтожить Халифат. В данной статье про благородное движение в поддержку Халифата мы стремимся извлечь уроки для Уммы.
I. Обязательность Халифата
Халифат является основой Ислама. Во все века существования Ислама мусульмане всегда понимали, что Халифат является одним из основных обязанностей Ислама, без которого религию можно было бы ограничить лишь определёнными ритуалами и обрядами. Мусульманские учёные Индийского субконтинента всегда признавали установление Халифата ключевым обязательством. Одним из таких выдающихся учёных был Шах Валиуллах Дехлеви (1703–1762 гг.), которого почитали мусульмане различных мазхабов. Шах Валиуллах Дехлеви в своём произведении «Исалят аль-Хафан Хилафа аль-Хульфа» (ازالة الخفاء عن خلافة الخلفاء) подробно рассказывает о ключевом месте Халифата в Исламе и его институтах.
В этой книге он даёт следующее определение Халифату: «Это главный орган власти для установления Шариата (религии) посредством возрождения религиозных наук, установления столпов Ислама; организации джихада и связанных с ним функций содержания армии, финансирования солдат, выделение им их законной доли от военных трофеев; правосудие, исполнительная система наказаний, устранение несправедливости, осуществление добра и пресечение запрещённого от имени Пророка ﷺ» [1].
Научное наследие Шаха Валиуллаха было унаследовано основателями и видными членами движения в поддержку Халифата. Его научное наследие было принято движением «Деобанди», суфиями, салафитами и политическими реформаторами и мыслителями, такими как Маулана Маудуди, как законный авторитет в исламских науках.
II. Братство в Исламе
Вестфальская модель политического устройства изменила преданность и лояльность граждан к своей стране. Тем не менее, Ислам выходит за рамки таких идей и устанавливает верность лишь концепции и идее Ислама. Лучше всего это можно описать словами нашего любимого Пророка ﷺ.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى
«Верующие во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу подобны единому телу; если один орган жалуется, то всё остальное тело отзывается бессонницей и жаром» (передали Бухари и Муслим).
В то время, когда мусульмане поражены гнилой идеей национализма, движение в поддержку Халифата было представителем всемирного объединённого мусульманского братства при едином правителе, то есть халифе. Нападение на мусульман в Дели ничем не отличалось от нападения на мусульман в Турции. Оба события вызвали одинаковую реакцию Уммы. Ведь когда Посланник ﷺ описывал Исламскую Умму как единое тело, то как у одного единого может быть разная реакция на одни и те же события? Первая мировая война привела к большим жертвам в Османском Халифате, и поддержка мусульман из Индии являлась отражением истинного понимания братства в Исламе.
Когда в 1916 году известие о восстании шерифа Мекки против Османского Халифата достигло Индии, братья Али отказались верить в это, считая, что это ложная новость и что для Ислама было бы оскорбительно даже допускать возможность таких событий [4]. Всеиндийский комитет Халифата заявил на одном из своих заседаний, что индийские солдаты-мусульмане должны отказываться от службы британскому правительству в любой войне с Турцией, сославшись на то, что для мусульманина поднять оружие против своего брата — харам [5].
III. Установление непреклонной исламской идентичности
Индия была частью Халифата, пока англичане не колонизировали её в 1857 году, после чего мусульмане восстали против англичан. Этот период так же был ознаменован ростом индийского национализма с целью свергнуть английский режим. Одним из выдающихся индийских националистических движений был «Индийский национальный конгресс» (ИНК), основанный в 1885 году. Хотя обе борьбы — и националистическая и мусульманская — были против англичан, следует отметить, что у мусульман было гораздо более благородная цель в изгнании колонизаторов — вернуть Индию во власть халифа. Мусульмане твёрдо придерживались этой идеи без какого-либо компромисса. ИНК присоединилась к исламскому движению и поддержала мусульман, считая, что это единственный способ заполучить лояльность мусульман, чтобы они присоединились к индийскому националистическому движению.
Мусульмане в союзе с индусами в борьбе против англичан никогда не ставили под угрозу идентичность и основы Ислама. Сотрудничество с индусами было ясно закреплено в фетве о том, что допустимо иметь политические альянсы и дружественные отношения с немусульманами, которые не враждебны Исламу, однако запрещено руководство немусульман над мусульманами [6].
IV. Мусульмане объединяются ради Халифата
Мусульмане разных мазхабов стали частью движения за Халифат. Приверженец захиритского мазхаба Маулана Абул Калам Азад работал вместе с Усули Улемой в борьбе за сохранение и защиту Халифата. Они откладывали свои разногласия и были сосредоточены на защите и осуществления законов Аллаха ﷻ, которые в полной мере возможны только при существовании Халифата. Известным учёным из суннитского движения «Деобанди» был Маулана Махмуд Хасан, который поддержал движение в поддержку Халифата и участвовал в нём после возвращения из тюрьмы в Мальте в 1920 году.
Другим выдающимся учёным был Маулана Абдул Бари из известного медресе «Фиранги Махал». Маулана Абдул Бари был сторонником тариката Кадирия и Чиштия. Абдул Бари активно собирал средства для Турции в 1911 году вместе со своими учениками из медресе в Уттар-Прадеш. Во время этой деятельности он вступил в контакт с братьями Али, а затем стал активным участником движения в поддержку Халифата [7]. В движении также участвовали такие учёные-шииты, как Амир Али. Оставив в стороне свои разногласия, они объединились с суннитами, чтобы спасти Османский Халифат, которому они были преданны. Движение в поддержку Халифата стало широко распространённым явлением на Индийском субконтиненте, распространяясь почти во всех штатах Индии. Активным участником движения был Али Муслиар в штате Керала.
V. Политика - неотделимая часть религии
Одним из пагубных влияний секуляризма на мусульман является разграничение концепции политики в Исламе. Однако в истории индийского мусульманского учения такого не было. Мы это видим в движении за Халифат. В хадисе говорится, что политика является неотъемлемой частью религии. Пророк ﷺ сказал:
كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الأَنْبِيَاءُ، كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ، وَإِنَّهُ لاَ نَبِيَّ بَعْدِي، وَسَيَكُونُ خُلَفَاءُ فَيَكْثُرُونَ. قَالُوا فَمَا تَأْمُرُنَا قَالَ فُوا بِبَيْعَةِ الأَوَّلِ فَالأَوَّلِ، أَعْطُوهُمْ حَقَّهُمْ، فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ
«Руководителями сынов Израиля были пророки. Если умирал один пророк, на смену ему приходил другой. Однако после меня пророков не будет. В будущем появятся халифы, и их численность будет возрастать». У Пророка спросили: «Что ты прикажешь нам?». Он ответил: «Будьте верными присяге первого и после него первого и отдавайте им их права. Воистину, Аллах спросит за то, что Он дал им на сохранение» (передали Бухари и Муслим).
Маулана Абул Калам Азад в своём известном журнале на языке урду «Аль-Хиляль» пишет, что мусульманин, желающий разделить религию и политику, — это отступник, который работает тихо [2]. Муфтий Кафайатулла, ученик Маулана Махмуда аль-Хасана, во время выступления перед Мусульманской лигой сказал: «Истинные мусульмане никогда не различали религию и политику как отдельные понятия» [3].
VI. Жертвы на пути Халифата
Знаменитой является фраза Би Амман, матери братьев Али, сказанная на языке урду — «Boli Amma Muhammad Ali Ki Jaan Baita Khilafat Pay De Do», что в переводе означает: «Сын мой! Отдай свою жизнь на пути Халифата». Она сама вносила вклад в поддержку Ислама. Однажды, когда её арестовали и заключили в тюрьму, она сказала: «Сыновья мои! Держитесь Ислама изо всех сил. Нет ничего страшного, даже если ваша жизнь будет принесена в жертву ради Ислама». Её дети так и жили, придерживаясь её слов. Они стояли на передовой в борьбе за защиту Халифата. Пусть Аллах ﷻ благословит Би Амман и её праведных детей — Маулана Мухаммеда Али и Маулана Шауката Али! Амин!
Другим ярким примером является Маулана Махмуд аль-Хасан, который старался собрать своих учеников в движение Шёлкового Письма, дабы защитить Османский Халифат. Его посадили в тюрьму англичане, когда он был на пути в Мекку из-за ситуации с предательством шерифа Хуссейна. Он был заключён в тюрьму на Мальте на 3 года, где подвергся одной из самых страшных пыток. На его похоронах люди были потрясены, увидев, что вокруг его талии не было ни жира, ни мяса. Во время его заключения на Мальте к его талии прикладывали раскалённую арматуру, и ему говорили: «Махмуд аль-Хасан! Издай фетву в пользу англичан!». Когда боль утихла, и он пришёл в себя, он сказал: «О британцы! Я — наследник Биляла, моя кожа может расплавиться, но я никогда не издам фетву в пользу англичан».
VII. Угроза отсутствия политической граммотности
Движение в поддержку Халифата собрало денежные средства и отправило их правительству Анкары — Мустафе Кемалю — в 1921 году. Только после его объявления об упразднении Халифата члены движения узнали о его предательстве. Предатель Мустафа Кемаль находился под влиянием идей движения «Младотурки» и «Комитета Единения и Прогресса», основанного на светских, либеральных и националистических идеях. Мустафа Кемаль сотрудничал с англичанами, чтобы разрушить Османский Халифат изнутри и создать демократическое государство, основанное на национальной идентичности.
В 1921 году Мустафа Кемаль создал параллельное правительство в Анкаре и попытался сформулировать общественное мнение против халифа, утверждая, что он был британским агентом. Он позиционировал себя спасителем мусульман и врагом англичан. Однако на самом деле он был врагом Ислама, который продвигал идеи турецкого национализма и светского либерализма, что является куфром [8].
Политическое сознание и грамотность мусульман защищает Умму от планов неверующих и помогает мусульманам определить, кто является врагом Ислама и мусульман. Политическая грамотность — это настоятельная потребность, основанная на принципе «ما لا يتم الواجب إلا به ، فهو واجب», т.е. «То, без чего не осуществляется ваджиб, тоже является ваджибом».
Заключение
Мусульмане обязаны этому благородному движению, которое пыталось спасти и защитить Халифат. Умма извлекла необходимые уроки из этой искренней и благородной борьбы за спасение Ислама. Мы должны размышлять об этой борьбе, о наших великих учёных на Индийском субконтиненте, и стремиться восстановить Праведный Халифат и вернуть Исламской Умме право вывести человечество к справедливости из оков демократии и секуляризма. Аллах ﷻ говорит:
وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا
«Мы сделали вас справедливой (посреднической) общиной, чтобы вы были свидетелями в отношении людей, а Посланник был свидетелем в отношении вас» (2:143).
Дорогие братья! В течение последних шести десятилетий Хизб ут-Тахрир продолжает эту борьбу за возобновление исламского образа жизни путём воссоздания Второго Праведного Халифата. Мы следуем по чёткому пути, определённому через иджтихад нашего первого амира — шейха Такыюддина Набхани, и мы не меняем этот путь и не сходим с него. Этот путь, начатый шейхом Такыюддином Набхани, продвинулся вперёд и пошатнул троны тиранов в мусульманском мире. Члены этой партии перенесли одни из самых страшных пыток и наказаний в темницах этих тиранов. Однако эти пытки лишь укрепили решимость продолжать восстановление исламского образа жизни и Ислама в целом.
Пророк ﷺ сказал:
أفضل الجهاد كلمة حق عند سلطان جائر
«…лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем» (ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа).
Дорогие братья! Прошло почти сто лет, как мы живём без Халифата. Умма осиротела и была поглощена словно жертва, которую окружила стая волков. Коварный правитель предал Исламскую Умму. Преступления против благородной Уммы только усиливаются день ото дня.
Мы помним хадис Пророка ﷺ, в котором он сказал:
إنما الإمام جنة يقاتل من ورائه ويتقى به
«Имам (халиф) — это щит, за которым сражаются и которым защищаются» (передали Бухари и Муслим).
Братья! Давно прошли те отведённые 3 дня на назначения нового халифа. Прошедшие почти 100 лет без халифа являются сильным упущением для мусульман. Необходимость байата (присяги) перед халифом, который будет исполнять Шариат Аллаха ﷻ, была упомянуто в хадисе:
مَنْ خَلَعَ يَدًا مِنْ طَاعَةٍ لَقِىَ اللَّهَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ حُجَّةَ لَهُ وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِى عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً
«Тот, кто отойдёт от подчинения, тот встретится в Судный день с Аллахом, не имея оправдания, и тот, кто умер, не имея присяги, тот умер смертью времён невежества» (Муслим).
О Благородная Умма Мухаммада ﷺ! Возвращение Праведного Халифата уже близко! Пророчество Посланника ﷺ приближается к исполнению! Итак, прибегайте к благу и станьте частью этой благородной борьбы. Внесите свой вклад в возвращение Халифата!
ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّة
«…затем пребудет Халифат по методу пророчества».
Написано для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абдуль Фаттах ибн Фарук
27.03.2020
Список литературы:
1. Izalat al-Khafa'an Khilafat al-Khulfa – vol 1, Pg 6
2. Hardy, Peter. The Muslims of British India. Cambridge University Press, 1972 Pg 180
3. Minault, Gail. The Khilafat Movement: Religious Symbolism and Political Mobilization in India. Oxford University Press, 1982 Pg 61
4. Minault, Gail. The Khilafat Movement: Religious Symbolism and Political Mobilization in India. Oxford University Press, 1982 Pg 57
5. Minault, Gail. The Khilafat Movement: Religious Symbolism and Political Mobilization in India. Oxford University Press, 1982 Pg139
6. Minault, Gail. The Khilafat Movement: Religious Symbolism and Political Mobilization in India. Oxford University Press, 1982 Pg121
7. Minault, Gail. The Khilafat Movement: Religious Symbolism and Political Mobilization in India. Oxford University Press, 1982 Pg 34
8. Abdul Qadeem Zallum, How the Khilafah was Destroyed. Al-Khilafah Publications, 2000 Pg 147