Наличие группы или групп, взявших на себя ответственность за возобновление исламского образа жизни посредством установления Халифата, — это шариатский долг. На это указывает аят:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Пусть будет среди вас группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
В этом аяте Аллах возложил на мусульман, сделав это фардом кифая, обязанность создания группы, задачей которой как минимум будет призыв к добру, повеление одобряемого и запрет предосудительного.
Приказ «пусть будет» следует понимать как обязательство, поскольку призыв, повеление и запрет, которыми будет заниматься группа, являются обязательными действиями.
«Среди вас» означает, что приказ должен исполняться частью мусульман, поскольку повеление одобряемого и запрет предосудительного — это коллективная обязанность (фард кифая), которую не могут выполнять все мусульмане одновременно из-за недостаточности у некоторых знаний, осведомлённости и мудрости в этой области. Следовательно, слово «умма» использованное в аяте, нужно понимать, как «группа из числа мусульман», а не «группа, в которую войдут все мусульмане». Таким образом, Аллах приказывает наличие группы из числа мусульман. В некоторых других аятах под словом «умма» тоже подразумевается «группа из людей». Аллах говорит:
وَلَمَّا وَرَدَ مَاءَ مَدْيَنَ وَجَدَ عَلَيْهِ أُمَّةً مِّنَ النَّاسِ يَسْقُونَ
«Когда он прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину» (28:23).
Аллах требует наличия не просто группы в общей форме, а именно группы из числа мусульман, миссия которой описана в аяте — призыв к добру, повеление одобряемого и запрет предосудительного. Помимо прочих, это описание включает правителей, потому что правитель является главой всего одобряемого и всего предосудительного. Правитель либо управляет делами людей на основе Ислама и законов Шариата, либо он пренебрегает законами Аллаха, и в таком случае необходимо привлечь его к отчёту. Отсюда понимается, что группа должна быть политической, поскольку её деятельность тесно связана с правителями, а именно — группа должна установить исламского правителя, если его нет, и привлекать его к отчёту, склонять к истине и удерживать в пределах истины, если он есть, но нарушает рамки Шариата. Посланник Аллаха ﷺ показал важность этой деятельности и то, что она связана с правителями:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْ عِنْدِهِ ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ فَلَا يَسْتَجِيبُ لَكُمْ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Вы непременно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. В противном случае Аллах нашлёт на вас наказание, после чего вы будете взывать к Нему, но Он не ответит вам» (Ахмад, Тирмизи),
أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ
«Лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем» (Ибн Маджа, Насаи),
سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который стал перед несправедливым правителем, приказал и запретил, за что был убит» (Хаким),
مُرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ قَبْلَ أَنْ تَدْعُوا فَلَا يُسْتَجَابَ لَكُمْ
«Призывайте к одобряемому и запрещайте порицаемое, иначе вы будете взывать, но вам никто не ответит» (Ибн Маджа),
الدِّينُ النَّصِيحَةُ قُلْنَا لِمَنْ قَالَ لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ
«Религия есть проявление искренности (или наставление)». Мы спросили: «По отношению к кому?». Он сказал: «По отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его Посланнику, к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще» (Муслим).
В рамки деятельности группы входят призыв к добру, повеление одобряемого и запрет предосудительного. Сюда относится привлечение правителей к отчёту или установление правителя, соответствующего шариатским условиям. А эта деятельность является политической, поскольку связана с правителями. Поэтому вышеприведённый аят требует создания политических групп и партий, основанных на Исламе.
С другой стороны, многие законы Ислама связаны с наличием халифа. Поэтому деятельность по установлению халифа является шариатским долгом так же, как и создание группы для выполнения этой задачи, поскольку правило гласит: «То, без чего невозможно выполнение обязательного, само является обязательным».
Аят — он считается мединским — указывает на обязательность наличия исламских политических партий, определяя родом их деятельности призыв, повеление и запрет, поскольку слова «добро», «одобряемое» и «предосудительное» в аяте имеют артикль алиф-лям, что означает необходимость ведения определённой деятельности, указанной в тексте аята. С одной стороны, аят вбирает в себя всех мусульман по отдельности. Но, с другой стороны, реализация требуемого осуществляется в указанной мере. Поэтому приказ касается как отдельных лиц, так и групп и правителей.
Но что касается реализации, то её мера определяется Шариатом и реальностью того, ради чего была создана группа. Определение меры не происходит в соответствии с желаниями человека, как и не происходит наугад. Шариат чётко разъясняет эту меру, а того, кто выходит за её рамки, необходимо наставлять и исправлять. Нужно наставлять и такую группу, чтобы она поняла свою ошибку и работала над её исправлением. Вопрос ограничен рамками Шариата, как и любой другой вопрос, а не оставлен на усмотрение человеческого разума или желаний, как и не зависит от обстоятельств или интересов.
Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд