21
Чт, нояб

Понимание Шариата

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Изучив реальность с помощью разума, необходимо перейти к поиску шариатского решения, связанного с этой реальностью и выведенного из шариатских доказательств.

Недопустимо использовать разум в качестве судьи или источника для решения проблемы. Работа разума здесь состоит в том, чтобы понять решение, найденное в шариатских доказательствах.

Понимание Шариата требует знания источников, из которых группа черпает законы, и знания правил усуля, на которые она опирается при понимании законов, с помощью которых она хочет изменить действительность. Таким образом, группа создаёт правильное представление о реальности, в которую она хочет перенести людей, и метода, которому она следует в процессе иджтихада, то есть метода приведения доводов.

Источники Шариата

Не может быть закона без источника, поэтому после тщательного исследования необходимо утвердить (табанни) этот источник. Известно, что основными источниками исламского законодательства являются Коран и Сунна, и относительно них нет разногласий. Что касается дополнительных источников, таких как иджма, кыяс, истихсан, мазхаб сподвижника и шариат прежних народов, то относительно них есть разногласия. Разъяснив то, что пригодно быть доводом, группа создаёт представление о своём направлении в принятии Шариата.

Принятие дополнительных источников опирается на категоричные доказательства, то есть они должны исходить из Корана и Сунны. И такой подход определённо доказывает, что они являются шариатскими доказательствами, на которые можно положиться как на источник законодательства. Другими словами, два основных источника направляют на то, чтобы принять тот или иной дополнительный источник на категоричной основе. Неправильно брать шариатский источник, исходя из слепого подражания (таклид), поскольку это — одно из всеобъемлющих правил (куллий), в котором необходима категоричность, а подражание не ведёт к категоричности.

Если источники законодательства определены, тогда мы будем знать, из каких источников черпает законы эта группа, а из каких брать законы нельзя. Определение источников важно, потому что ошибка только в одном из них приводит к ошибке во всех законах, связанных с ней. Определение источников должно предшествовать принятию шариатских решений, касающихся деятельности группы. Группа не может брать на себя задачу по призыву к Исламу без утверждения шариатских источников.

Недопустимо принимать все дополнительные источники, полагая, что они принесут много пользы. Скорее, тем самым группа смешает пригодное и непригодное, что приведёт к подчинению Шариата реальности, разуму, прихотям, эмоциям или интересам. И тогда доказательства будут служить группе, а не наоборот, как требуется.

В основе группа должна определить источники, прежде чем утвердить своё мнение об изменении реальности. При этом она должна избегать влияния реальности, а вместо этого проникать в глубины текстов и их категоричных указаний, чтобы получить доказательства, с помощью которых утвердит или отклонит источник. Группа принимает источники для себя так, что эти источники становятся её принципом. Но это не обязывает других к следованию за источниками группы. Поэтому группа вступает в дискуссию с другими относительно того, что у неё есть, чтобы убедить их с помощью аргументов. То, что есть у группы, является категоричным с её точки зрения, в противном случае она не принесёт пользы ни для себя, ни для других.

 

Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд