21
Вс, июль

Правила усуля для понимания Шариата

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

После того, как группа определит источники, из которых черпается Шариат, она переходит к определению того, как взаимодействовать с ними и выводить из них законы. То есть, она переходит к установлению правил, в рамках которых происходит исследование источников и выводятся законы.

Нет сомнений в том, что когда факих хочет вывести шариатское решение, у него есть правило усуля, на котором будет основано его мнение. Не может быть решения без правила усуля, и нет разницы, записано это правило в книге или не записано.

В шариатских текстах бывает амм (общее) и хасс (частное), муджмаль (краткое изложение) и муфассаль (детальное изложение), мутлак (абсолютное значение) и мукайяд (ограниченное значение), авамир (приказы) и навахи (запреты), насих (отменяющий) и мансух (отменённый), мафхум мувафака (понимание, соответствующее тексту) и мафхум мухаляфа (обратное понимание), мантук (произнесённое значение), мафхум (понимаемое значение) и маакуль (рациональное значение), хабар аль-вахид (одиночное сообщение), где оно применимо, а где неприменимо, и так далее. Группа должна определить и принять для себя правила усуля.

Эти правила по большей части спорны. Известно, что у каждого правила усуля много ответвлений. Поскольку в них есть разногласия, необходимо выйти из круга споров, приняв (табанни) то, что группа считает правильным. Затем ответвления понимаются согласно этим правилам.

Зная усуль и правила усуля, группа будет иметь возможность понять Шариат из его источников. После этого она должна следовать только установленному методу иджтихада. Именно этим группа отличатся от других. Это то, с чем она должна выходить к людям, просвещая принятым (табанни) своих членов. И это первое, на чём должна основываться группа.

Труд муджтахида — как труд врача. Первое, что он делает — это слушает, как пациент описывает своё положение. После того, как устраняются симптомы болезни, определяется основное заболевание, на которое жалуется пациент. Затем он вспоминает знания, полученные в учебные годы. Он может просматривать книги, которые помогут ему назначить лечение. А затем приступает к лечению, то есть к теоретической стороне в назначении лечения.

Если группа, которая хочет перемен и осуществляет их, является исламской, то и деятельность должна быть исламской. То есть изменение должно быть основано на шариатских доказательствах, а не на личном мнении, прихоти, интересах, реальности или обстоятельствах. Именно Шариат должен диктовать группе исламское решение, а не любовь к Исламу и не переживание за положение мусульман, поскольку интересы мусульман определяются Шариатом. Исламский Шариат пришёл в интересах мусульман. Здесь необходимо разъяснить некоторые детали исламского взгляда на интерес и когда интерес считается шариатским.

 

Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд