21
Чт, нояб

Быть достаточным и эффективным в призыве 2 ч.

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Давайте разбираться, как стать достаточным и эффективным в призыве.

«Когда всё-таки человек действительно придаёт достаточное значение делу исламского призыва?» и «Как мы можем понять, что он придал давату должное значение?», — ответ на данный вопрос мы рассматривали в статье под названием «Понимание призыва (давата)» (14.07.2020). В этой же статье я хотел бы отметить следующие моменты, которые можно связать со статьёй «Понимание призыва (давата)».

Поскольку дело призыва напрямую связано со сплочением, ведь сама деятельность является коллективной, то его нельзя рассматривать в отрыве от сплочения. Мусульманин, который ведёт деятельность в индивидуальном порядке, считая её эффективной, может даже навредить давату. Точно так же дело призыва выходит за рамки отношений одного человек с другим и их связи между собой.

Напротив, дават заключается в том, чтобы использовать и извлечь пользу из всех возможных инструментов, чтобы достучаться до мусульман. Например, возьмём съёмку предназначенного для публикации в социальных сетях видео, правильную подготовку (нарезку) этого видео, его озвучивание и публикацию в социальных сетях. Даже для такой работы, которую мы упомянули, нужна команда, которая посвятила бы часы и сутки своего времени, чтобы иметь возможность реализовать поставленную перед собой задачу.

Быть может, что члены данной команды неделями, а может, и месяцами напролёт не могли выйти в живую связь с людьми, и это — ради давата. Так допустимо ли заявлять, что в данном случае они были неэффективными? Конечно же, нет! Попробуем привести другой пример. Если была запланирована организация и проведение конференции, чтобы достучаться до мусульман и заявить об истине во весь голос, то, естественно, определённая часть мусульман, которые задействованы в данной конференции в течение нескольких дней, а возможно — и недель, посвящают себя подготовке и тратят на это много своего времени. Следовательно, они не могут выходить на общение с людьми. И в данном случае нельзя сказать, что эти братья не понимают сути исламского давата и являются неэффективными!

Помимо всего этого, предельно важно найти наиболее подходящий способ (услюб) для того времени и места и действовать в соответствии с этим услюбом, чтобы быть эффективным. Поэтому я хотел бы поделиться с вами некоторыми отрывками из темы «Размышление об услюбах (способах)» книги «Мышление» шейха Такыюддина Набхани:

«Схожесть, которая имеется между различными услюбами, может увести человека в сторону от необходимого эффективного услюба. Более того, способ, который считается полезным в одном деле, может помешать другому. Например, услюб пропаганды, агитации идеи схож с услюбом призыва, давата к идее. Оба они связаны с тем, чтобы преподнести идею людям. Однако данное сходство может привести к ошибкам как в призыве, так и в пропагандистских действиях. Невозможно добиться успеха в долгосрочной перспективе, если применяется пропагандистский услюб там, где следовало бы прибегнуть к услюбу давата. Точно так же использование услюба давата в пропаганде не приводит к успеху. Ведь услюб давата основан на принципе изложения фактов такими, какие они есть на самом деле. С другой стороны, пропагандистский услюб состоит из приукрашивания идеи и оборачивания её в яркую упаковку, хотя для обоих услюбов важна и необходима красивая презентация».

На мой взгляд, если мы сосредоточимся на услюбах пропаганды и призыва и приведём примеры из современности, мы лучше прочувствуем суть проблемы. В качестве примера приведём мусульман, проживающих в Европе. Эти мусульмане родились на Западе и выросли в окружении западной культуры. Одной из самых опасных мыслей, которая им внушается, является эгоизм, индивидуализм. Эти мусульмане выросли с мыслью, что никто, даже их родители, не имеет права и не может иметь права вмешиваться в их жизнь.

Теперь же, чтобы эти молодые люди могли убедиться в некоторых исламских мафхумах (воззрениях, концепциях, понятиях), прежде всего они должны иметь основы, которые позволят их убедить, а именно — исламскую акыду. Если к этим ребятам, не имеющим такой основы, подойти в пропагандистском услюбе, практически каждый из них откажется слушать, и, вероятнее всего, их будет невозможно привлечь к делу призыва. Однако, если, используя услюб призыва в отношении этих молодых людей, сначала излечить их неправильные идеи и мысли, а затем объяснить их обязанности, не скрывая от них ничего, эти ребята определённо могут принять убеждения и призыв. Здесь в продолжении темы шейх Такыюддин Набхани говорит следующее:

«Метод никогда не меняется и не бывает переменчивым. Метод не требует изобретательности ума, потому что метод — точный и несомненный. Либо сам метод, либо основа, на которой он основан, достоверны и несомненны. Что касается услюба, то он может потерпеть неудачу при его использовании в выполнении какого-либо дела. Услюб изменчив, а также требует изобретательного ума для своего выполнения. В этом отношении размышление об услюбах находится на более высоком уровне, чем размышление о методах. И изобретательный ум и обычный ум могут сделать вывод о методе. Однако, даже если услюб используется и обычным умом, для его выведения необходим изобретательный или даже гениальный ум».

Поэтому реализация услюба в соответствующем регионе без консультации и обсуждения с ответственными людьми в коллективной деятельности может принести больше вреда, чем пользы. Отсюда ни в коем случае нельзя недооценивать услюб. Если вдруг ожидается, что услюб навредит делу, такой услюб должен отклоняться.

Завершить нашу тему я хотел бы, приведя несколько примеров из жизни Мухаммада ﷺ и его достопочтенных сподвижников (р.анхум). В этой связи я хотел бы поделиться с вами причиной ниспослания 159-го аята суры «Аль-Имран», где Аллах говорит:

فَبِمَا رَحۡمَةٖ مِّنَ ٱللَّهِ لِنتَ لَهُمۡۖ وَلَوۡ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ ٱلۡقَلۡبِ لَٱنفَضُّواْ مِنۡ حَوۡلِكَۖ فَٱعۡفُ عَنۡهُمۡ وَٱسۡتَغۡفِرۡ لَهُمۡ وَشَاوِرۡهُمۡ فِي ٱلۡأَمۡرِۖ فَإِذَا عَزَمۡتَ فَتَوَكَّلۡ عَلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُتَوَكِّلِينَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159).

Причина ниспослания этого аята заключается в том, что мусульмане потерпели поражение во время битвы при Ухуде в результате оставления лучниками своего местоположения, из-за чего Мухаммад ﷺ с горсткой сподвижников отступил вплоть до склона горы Ухуд. Имам Куртуби, комментируя этот аят, сказал: «То есть, о Мухаммад, если бы не твоя мягкость после того, как они отступили и бежали, их смущение и неловкость перед тобой помешали бы им приблизиться к тебе».

Также Сейид Кутб в тафсире «Фи зиляль иль-Куран» («Под сенью Корана») после разъяснения 152–155 аятов суры «Аль-Имран» о лучниках, которые привели к поражению в битве при Ухуде, говорит следующее о 159 аяте данной суры, подчёркивая то, как Пророк ﷺ сохранил сплочённость и не стал попрекать их за совершённую ошибку: «Мы видим истинное проявление милосердия Пророка, которое представлено в благоприятной, мягкой и спокойной природе Посланника Аллаха ﷺ, в его нравственности, объединяющей сердца и души вокруг него».

Конечно, упомянув о событиях, которые произошли на поле битвы при Ухуде, и коснувшись проблем, с которыми столкнулись мусульмане, нам стоило бы расписать страницы с подробной информацией о битве. Однако очень важно, что Пророк ﷺ придал огромное значение своему услюбу в отношении ошибок, сделанных сподвижниками даже в крайне сложный момент, и что Пророк ﷺ не стал их ругать, чтобы те не расстраивались. На самом деле, все мы совершаем ошибки, потому что мы — люди. Однако если эта ошибка не совершается сознательно и не повторяется снова и снова из-за несерьёзного отношения, то её необходимо исправить красивым услюбом, не раня сердце, не принижая достоинство человека среди общества.

Когда мы говорим о «давате», то на ум, вероятнее всего, приходит Мусаб ибн Умайр и его огромные усилия, которые он приложил в Медине. Мусаб ибн Умайр — это имя великого сподвижника Пророка ﷺ, который заложил фундамент Первого Исламского Государства и в рамках одного дня убедил своим превосходным услюбом принять Ислям двух выдающихся людей Медины. Так давайте почитаем из книг по сире о принятии Ислама Усайдом ибн Худайром и Саадом ибн Муазом и завершим нашу сегодняшнюю тему:

«Саад ибн Муаз, будучи вождём, решил взять дело под свой контроль. Для этого он сказал Усайду ибн Худайру, одному из лидеров племени: «Ты — человек, хорошо знающий своё дело и не нуждающийся в чьей-либо помощи! Помешай этому человеку, который прибыл к нам, чтобы испортить веру наших слабых соплеменников! Если бы Асад ибн Зурара не был моим родственником, то я бы сделал это сам!».

После этого Усайд ибн Худайр пошёл к дому, где находился Мусаб ибн Умайр, и сказал: «Что привело вас к нам? Вы собираетесь испортить убеждения наших слабых соплеменников? Если ты не хочешь лишиться своей жизни, то ты покинешь нас».

Мусаб ибн Умайр мягко ему ответил: «Просто сядь и послушай, что мы говорим! Если тебе это понравится, то ты примешь это, если же это тебе не понравится, то не станешь слушать дальше».

Мусаб ибн Умайр зачитал ему Коран, рассказал об Исламе. Усайд ибн Худайр, который был в восторге от сладости речи, слов, проникающих в сердце, и зачитанных приятным голосом аятов Корана, сказал: «Как это прекрасно, какие же прекрасные слова! Что нужно сделать, чтобы войти в эту религию?».

Они объяснили ему, что необходимо для этого сделать, и Усайд ибн Худайр стал мусульманином, произнеся слова шахады. Обретя спокойствие в полной мере, он сказал Мусабу ибн Умайру: «Позади меня остался один человек. Я немедленно пойду и отправлю его к вам. Если он станет мусульманином, то из его народа в Медине не останется ни одного человека, который бы не уверовал».

Затем он встал и быстро ушёл. Подойдя к Сааду ибн Муазу, он сказал, что стал мусульманином.

Увидев такое, Саад рассердился и бросился к Мусабу ибн Умайру. Подойдя к нему, он стал разговаривать с Мусабом строго и сердито.

Мусаб ибн Умайр продолжал предельно мягко отвечать и предложил ему сесть и немного послушать. Саад расслабился перед такой доброй речью и начал прислушиваться к тому, что говорилось.

Мусаб ибн Умайр рассказал об Исламе и зачитал некоторые аяты из Корана также и Сааду. Пока зачитывался Коран, лицо Саада внезапно изменилось. Он тоже стал мусульманином. С полным умиротворением и спокойствием, которые Саад ощутил в себе, он направился к своему племени и сказал им, что принял Ислам, и в конце добавил: «Я не заговорю ни с одним из вас, будь то мужчиной или женщиной, пока вы не уверуете в Ислам!».

В связи с этим всё его племя приняло Ислам. В тот день не осталось никого из его племени, кто бы не принял Ислам».

После упоминания всех этих фактов, думаю, мы вновь убедились, что быть носителем призыва возможно не на словах, а лишь за счёт поведения и правильного мышления. Как мы увидели на примере Мусаба ибн Умайра, услюб крайне важен и даже служит ключом в нашем деле, чтобы достучаться до сердец людей.

Прошу Аллаха помочь нам придерживаться прямого пути, а также не отдалять нас от этого давата, который ведёт к Праведному Халифату! Амин!

 

Köklü Değişim
Мехмет Айдын
12.12.2020