04
Пн, июль

Разница между аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и отчётом правителей

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

«Слово «аль-мухасаба» (отчёт) образовано по форме «муфааля» от слова «аль-хисаб». Аль-Хисаб — это подсчёт деяний органов и сердца человека, который будет или за него, или против, дабы затем воздать за всё по заслугам»1.

Отчёт правителей — это одно из обязательных политических действий, требуемых Исламом от индивидов и групп. Имеется в виду анализ действий правителя и выступление против них посредством критики, обсуждения и непризнания. Помимо общих доказательств об аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и насихате, которые так же включают в себя отчёт правителей, имеются и частные доказательства, т.е. доказательства, повествующие непосредственно об отчёте правителей. Приводится от Пророка ﷺ:

سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ

«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и тот, кто выступил против жестокого правителя, повелев ему [одобряемое] и запретив ему [предосудительное], за что и был им казнён».2 Передаётся от Абу Саида аль-Худри: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ عَدْلٍ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ أَوْ أَمِيرٍ جَائِرٍ

«Лучшим джихадом является сказать справедливое слово перед несправедливым правителем или несправедливым предводителем»3. В другой версии говорится:

كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ

«…слово истины перед несправедливым правителем»4. Передаётся от Уммы Саляма, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ قَالُوا أَفَلا نُقَاتِلُهُمْ قَالَ لا مَا صَلَّوْا

«В скором будущем будут такие правители, [деяния] которых вы будите одобрять и ненавидеть. Кто из вас будет признавать [их деяния порочными], тот будет чист. Кто из вас будет ненавидеть [их порочные деяния], тот сохранит себя. Однако это не коснётся тех, кто согласился [с их порочными деяниями] и последует за ними». Люди спросили: «В таком случае разве нам не нужно начать сражение против них?», — на что он ﷺ сказал: «Нет, до тех пор, пока они совершают намаз»5. Передаётся от Ауфа ибн Малика, а он — от Посланника Аллаха ﷺ:

خِيَارُ أَئِمَّتِكُمُ الَّذينَ تُحِبُّونَهُم وَيُحِبُّونَكُمْ وَتُصَلُّونَ عَلَيْهِمْ وَيُصَلُّونَ عَلَيْكُمْ وَشِرَارُ أَئِمَّتِكُمُ الَّذِينَ تُبْغِضُونَهُمْ وَيُبْغِضُونَكُمْ وَتَلْعَنُونَهُمْ وَيَلْعَنُونَكُمْ قِيلَ يَا رَسُولُ اللَّهِ أَفَلَا نُنَابِذُهُمْ قَالَ لَا مَا أَقَامُوا فِيكُمُ الصَّلَاةَ وَإِذَا رَأَيْتُمْ مِنْ وُلَاتِكُمْ شَيْئًا تَكْرَهُونَهُ فَاكْرَهُوا عَمَلَهُ وَلَا تَنْزِعُوا يَدًا مِنْ طَاعَةٍ

«Лучшие из ваших Имамов — это те, которых вы любите и которые любят вас, за которых вы делаете дуа и которые делают за вас дуа. Худшие из ваших Имамов — это те, которых вы ненавидите и которые ненавидят вас, которых вы проклинаете и которые проклинают вас». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Не выйти ли нам с мечом против них?», — на что он ﷺ сказал: «Нет, до тех пор, пока они будут совершать среди вас намаз. Если же вы увидите в [поступках] своих правителей нечто, что вам не нравится, то вам надлежит испытывать к их поступкам неприязнь, но не отказываться от подчинения»6. Передаётся от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ يَرْضَى لَكُمْ ثَلَاثًا وَيَسْخَطُ لَكُمْ ثَلَاثًا يَرْضَى لَكُمْ أَنْ تَعْبُدُوهُ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَأَنْ تَعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا وَأَنْ تَنَاصَحُوا مَنْ وَلَّاهُ اللَّهُ أَمْرَكُمْ وَيَسْخَطُ لَكُمْ قِيلَ وَقَالَ وَإِضَاعَةَ الْمَال وَكَثْرَةَ السُّؤَالِ

«Аллах доволен вами из-за трёх вещей и гневается на вас из-за трёх вещей. Он доволен вами: когда вы поклоняетесь Ему и не придаёте Ему в сотоварищи никого; когда вы держитесь за вервь Аллаха вместе и не разделяетесь; когда вы благостно относитесь к тем, кому Аллах дал власть над вами. Он гневается на вас: когда [вы ведёте] пустые разговоры (тот сказал так, и так-то сказали другие); когда имеет место расточительство имущества; когда [вы задаёте] множество вопросов»7. Передаётся от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, а он — от Посланника Аллаха ﷺ:

إِذَا رَأَيْتَ أُمَّتِي تَهَابُ فَلَا تَقُولُ لِلظَّالِمِ يَا ظَالِمُ فَقَدْ تُوُدِّعَ مِنْهُمْ

«Если ты увидел, как моя Умма боится несправедливого и не говорит ему: «Ты — несправедливый!», — значит, благо покинуло их!»8. Передаётся от Убады:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي الْعُسْرِ وَالْيُسْرِ وَالْمَنْشَطِ وَالْمَكْرَهِ وَلَا نُنَازِعُ الْأَمْرَ أَهْلَهُ وَنَقُولُ بِالْحَقِّ حَيْثُمَا كُنَّا لَا نَخَافُ فِي اللَّهِ لَوْمَةَ لَائِمٍ

«Мы дали присягу Посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушаться и повиноваться, в тягость ли [нам это будет] или нет, активны [мы или нет], [нравится нам это или] не нравится. [Мы дали присягу, что] не станем оспаривать власть тех, кому она будет принадлежать, и будем говорить истину, где бы ни были, не боясь ради Аллаха упрёка всякого хулителя»9.

Что касается различия между аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и отчётом правителей, то оно заключается в следующем:

1) Отчёт правителей подразумевает под собой повеление одобряемого и удерживание от предосудительного в адрес определённой группы людей в обществе, коими являются правители. Это значит, что отчёт ограничивается только правителями, поэтому в политическом значении данный термин «отчёт» не используется в отношении простого народа, торговцев, писателей и других, кто не находится у власти и не относится к политическому кругу.

2) Аль-Амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является методом исправления общества, а отчёт — методом исправления государства. Посредством аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар избавляются от порочности в обществе в целом, а посредством отчёта исправляются ошибки правителей, их отклонения, испорченность в структуре государства и системах — в частности.

3) Отчёт будет более шире по своему значению, чем аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, с точки зрения обращения к правителю, задавания ему вопросов и ведения с ним прений. Причина этого заключается в том, что аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является требованием совершать то, что Шариат посчитал хорошим и вменил в обязательность, и оставить всё то, что Шариат посчитал мерзким и запретил. Следовательно, деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар ограничивается ваджибами и харамами.

Что касается отчёта правителей, то он может касаться не только ваджибов и харамов, но и нешариатских вопросов. Передаётся, что во время битвы при Бадре аль-Хубаб ибн аль-Мунзир увидел, как Пророк ﷺ остановился у того из колодцев Бадра, который был ближе к Медине, в связи с чем он спросил: «О Посланник Аллаха! Ты занял эту позицию по велению Аллаха, а значит, нам нельзя продвинуться вперёд или отойти назад, или же это лишь мнение, война и хитрость?», — на что он ﷺ сказал:

بَلْ هُوَ الرَّأْيُ وَالْحَرْبُ وَالْمَكِيدَةُ

«Это лишь мнение, война и хитрость». На это аль-Хубаб сказал: «О Посланник Аллаха! Тогда эта позиция не подходит! Лучше подними людей, и давай подойдём к самому близкому колодцу от курайшитов, останемся там, все остальные колодцы позади [нас] засыплем, а там выкопаем водоём и наполним его водой, и только затем вступим в бой с курайшитами. В результате мы сможем пить, а они — нет», — на что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَقَدْ أَشَرْتَ بِالرَّأْيِ

«Ты указал на [хорошую] идею»10. Поступок аль-Хубаба подобен привлечению правителя к отчёту. Аль-Хубаб обратился к Пророку ﷺ по вопросу, связанному с наукой войны, и Пророк ﷺ одобрил его обращение, более того, он ﷺ поступил согласно мнению аль-Хубаба.

4) Правителей привлекают к отчёту и не соглашаются с ними каждый раз, когда они поступают несправедливо в отношении подданных, нарушают их права, не выполняют свои обязанности по отношению к ним, не проявляют заботу об их делах, нарушают законы Ислама, совершают ошибочные действия, в которых присутствует вред Умме и её интересам. Но при этом в отношении правителей не применяется сила или иные силовые действия, такие как вооружённая борьба с правителями, если только последние не совершают действия, в которых проявляется явное неверие (куфр бавах). Передаётся от Убады ибн ас-Самита:

دَعانا النبيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَبَايَعْناهُ فَكَانَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا وَعُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَأَثَرَةً عَلَيْنَا وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْرًا بَوَاحًا عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ

«Однажды Пророк ﷺ призвал нас к себе, и мы дали ему присягу, и среди прочего он потребовал от нас присягнуть, что мы станем повиноваться ему, активны мы [или нет], [нравится нам это или] не нравится, в тягость ли нам [это будет] или нет, даже если мы лишимся своих прав11. [Мы дали присягу, что] не станем оспаривать власть тех, кому она будет принадлежать, [Убада уточнил:] если только не увидите явное неверие, на которое у вас будет неопровержимое доказательство (бурхан) от Аллаха»12. Данное положение (недопустимость исправлять предосудительное, совершаемое правителем, при помощи силы, если только нет явного неверия) отличается от хукма исправлять предосудительное, совершаемое кем-то другим, т.е. не правителем. Дополнительные детали по этому вопросу мы рассмотрим чуть ниже.

Материал из книги:

«Нормы Шариата о деятельности повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного»

Аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар

 

Ясин ибн Али

______________

1. Книга «Файду аль-кадир», автор Абдур-Рауф аль-Мана́ви.

2. Привели аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» от Джабира ибн Абдуллаха, и ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-аусат» от Ибн Аббаса.

3. Привёл Абу Дауд в «Ас-Сунан».

4. Привели ан-Насаи в «Ас-Сунану ас-сугра» и «Ас-Сунану аль-кубра» и Ахмад в «Муснаде» от Тарика ибн Шихаба.

5. Привёл Муслим в «Сахих».

6. Привёл Муслим в «Сахих».

7. Привели Ахмад в «Муснад», Малик в «Муватта», Ибн Хиббан в «Сахих», Абу Авана аль-Исфараини в «Муснад».

8. Привели Ахмад в «Муснад», аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-аусат», аль-Байхакы в «Ас-Сунану аль-кубра», аль-Баззар в «Муснад».

9. Привёл Ахмад в «Муснад».

10. Книга «Ас-Сирату ан-набавия», автор Ибн Хишам.

11. Речь идёт о ситуации, когда Имам произвольно распоряжается имуществом подданных, притесняя их материально — прим. пер.

12. Привели Муслим в «Сахих» и Бухари в «Сахих».