21
Чт, нояб

Правитель должен окружать себя праведными людьми

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Двадцать второй хадис

«Нам рассказал Муса ибн А́мир аль-Мури: «Нам рассказал аль-Вали́д: «Нам рассказал Зухайр ибн Мухаммад от Абдуррахмана ибн аль-Ка́сима, а он — от своего отца, а он — от А́иши (р.а.):

إِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِالْأَمِيرِ خَيْرًا جَعَلَ لَهُ وَزِيرَ صِدْقٍ إِنْ نَسِيَ ذَكَّرَهُ وَإِنْ ذَكَرَ أَعَانَهُ وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهِ غَيْرَ ذَلِكَ جَعَلَ لَهُ وَزِيرَ سُوءٍ إِنْ نَسِيَ لَمْ يُذَكِّرْهُ وَإِنْ ذَكَرَ لَمْ يُعِنْهُ

«Когда Аллах желает правителю блага, Он посылает ему правдивого вазира, который напоминает ему, если он забывает [о своих обязанностях], а если правитель вспоминает, то вазир помогает ему. Когда же Аллах желает ему иного, то посылает ему плохого вазира, который не напоминает ему, если он забывает [о своих обязанностях], а если правитель вспоминает, то вазир не помогает ему».[1] Об этом также упоминается в словах Всевышнего:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا بِطَانَةً مِّن دُونِكُمْ لَا يَأْلُونَكُمْ خَبَالًا وَدُّوا مَا عَنِتُّمْ قَدْ بَدَتِ الْبَغْضَاءُ مِنْ أَفْوَاهِهِمْ وَمَا تُخْفِي صُدُورُهُمْ أَكْبَرُ ۚ قَدْ بَيَّنَّا لَكُمُ الْآيَاتِ ۖ إِن كُنتُمْ تَعْقِلُونَ

«О те, которые уверовали! Не берите себе в приближённые тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая [ненависть]. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (3:118).

Комментируя этот аят, Ибн Касир сказал следующее: «Аллах предостерёг Своих рабов от близости с лицемерами и запретил мусульманам считать их своими приближёнными или близкими друзьями, чтобы у них не было возможности узнать секреты и планы верующих против врагов. Лицемеры изо всех сил стараются запутать, противодействовать и причинить вред верующим любым способом, для этого они прибегают к хитростям и коварству. Они желают верующим самых худших и тяжёлых условий. «Не берите себе в приближённые тех, кто не из вас», то есть тех, кто является приверженцем других религий. Причина этого заключается в том, что приближённые того или иного человека имеют доступ к его секретам и тайным делам».

Также Ибн Хаджар аль-Аскаляни, комментирую этот аят и другой достоверный хадис на эту тему, писал следующее: «Абу Убайда считал, что под словом بِطَانَةً»» 118 аята 3 суры подразумеваются приближённые, а под словом «خَبَالًا» — зло. Приближёнными являются те, кто может уединяться с правителем, кому правитель сообщает о своих тайнах, кто сообщает правителю о том, что скрыто от него из дел подданных, а на основе услышанного правитель совершает действия. <…> Что касается слов:

وَبِطَانَةٌ تَأْمُرُهُ بِالشَّرِّ

«…они (приближённые) приказывающие зло…», — то в версии аль-Аузаи присутствуют такие слова:

وَبِطَانَةٌ لَا تَأْلُوهُ خَبَالًا

«…они (приближённые) не упускают случая навредить ему…». Это значит, что такие приближённые не упускают возможности исказить приказ правителя в своих интересах. Слова, упомянутые в версии аль-Аузаи, цитируют смысл слов Всевышнего:

لَا يَأْلُونَكُمْ خَبَالًا

«Они не упускают случая навредить вам».[2]

Приводит Бухари, ан-Насаи и другие хадис, который передали много людей, среди которых — Юнус, Яхъя ибн Саи́д, Муса ибн Укба, Ибн Абу Ати́к и другие от аз-Зухри́, а он — от Абу Саляма, а он — от Абу Саида (р.а.) и Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا بَعَثَ اللَّهُ مِنْ نَبِيٍّ وَلَا اسْتَخْلَفَ مِنْ خَلِيفَةٍ إِلَّا كَانَتْ لَهُ بِطَانَتَانِ بِطَانَةٌ تَأْمُرُهُ بِالْمَعْرُوفِ وَتَحُضُّهُ عَلَيْهِ وَبِطَانَةٌ تَأْمُرُهُ بِالشَّرِّ وَتَحُضُّهُ عَلَيْهِ وَالْمَعْصُومُ مَنْ عَصَمَ اللَّهُ

«Когда Аллах посылал пророка или устанавливал наместника, то у них появлялось два вида приближённых:

1) приказывающие одобряемое и побуждающие к нему;

2) приказывающие зло и побуждающие к нему.

Защищённым [от плохого окружения] является тот, кого защищает Аллах».[3]

Ибн Абу Ха́тим сказал: «Нам рассказал мой отец: «Нам рассказал Абу Айюб Мухаммад ибн аль-Ваззан: «Нам рассказал Иса ибн Юнус от Абу Хайя́на ат-Тайми, а он — от Абу аз-Зинба́а, а он — от Ибн Абу ад-Дахка́на: «Однажды Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.) сказали: «Здесь есть молодой человек[4] из жителей Хи́ры, который является опытным писцом. Почему бы тебе не назначить его писцом?», — на что Умар сказал: «Получится, что я взял в приближённые немусульманина!».

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.
24.02.2021