Двадцать пятый хадис
«Посланник Аллаха ﷺ назначил Амра ибн Хазма валием Йемена и наделил его общим правлением, а Али ибн Абу Талиба наделил уже частным правлением в судопроизводстве Йемена». [1]
«Посланник Аллаха ﷺ выбирал ва́лиев из числа людей, пригодных для правления, известных своей богобоязненностью и знаниями, способных наилучшим образом исполнять возложенные на них задачи и наполнять сердца населения иманом и уважением к государству. <…> Дело в том, что Шариат не определил для валия определённую сферу деятельности и не обязал, чтобы все дела правления в вилаяте находились в его руках. Шариат определил то, что деятельностью валия или амира является правление, а также то, что валий является уполномоченным от халифа лицом. Это значит, что валий назначается как амир на определённой территории, и это то, что делал Посланник ﷺ. Но при этом Шариат дал халифу право на своё усмотрение наделять валия либо общим правлением, либо частным. Это ясно видно в действиях Посланника ﷺ, которые он совершал в этой сфере.
Были те, кого Пророк ﷺ наделял общим правлением. Например, когда он ﷺ назначал Амра ибн Хазма в Йемене, то наделил его общим правлением. Так же в Йемене, но уже частным правлением в судопроизводстве, он ﷺ назначил Али ибн Абу Талиба. В книге «Ас-Сират ан-набавия» Ибн Хишама сообщается о том, что Посланник Аллаха ﷺ назначил Фарву ибн Мусайка амилом[2] над племенами Мурад, Зубайд и Мазхадж, и вместе с ним отправил к этим племенам Ха́лида ибн Саида ибн аль-А́са как сборщика закята. Ибн Хишам сообщает о том, что он ﷺ отправил Зия́да ибн Лаби́да аль-Ансари в Хадрамаут в качестве сборщика закята; отправил Али ибн Абу Талиба в Наджран для сбора закята и джизьи. Он ﷺ также отправил Али в качестве ка́дия в Йемен, об этом упомянул аль-Хаким. В книге «Аль-Истиаб фи маарифати аль-асхаб» сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ отправил Муаза ибн Джабаля в аль-Джанад, чтобы тот учил людей Корану и ритуалам Ислама, судил между ними и принимал закят от амилов Йемена.
Халиф имеет право наделять валиев либо общим правлением, либо частным. Однако достоверно известно то, как во времена слабости аббасидских халифов общее правление в руках валиев сделало вилаяты независимыми. Положение дошло до того, что халиф перестал иметь власть над этими вилаятами, за него лишь делали дуа и чеканили монеты с его именем. Наделение валиев общим правлением нанесло вред Исламскому Государству.
Учитывая то, что халиф имеет право наделять валиев как общим, так и частным правлением, и что общее правление может нанести вред и несёт в себе опасность для государства, было принято положение (табанни): «Наделять валия частным правлением и не наделять его полномочиями в тех делах, которые, в случае утраты им богобоязненности, позволят ему быть независимым от халифа. В результате исследования было обнаружено, что области, которые укрепляют позиции валия, это армия, судопроизводство и финансы. Именно поэтому данные государственные аппараты, как и любой другой аппарат государства Халифат, должны быть отделены от валия и напрямую подчинены халифу».[3]
Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.