24
Пт, нояб

Решение основной проблемы человека 22 ч.

Мировоззрение
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 22

Восьмое: страх за къада и къадар

Люди всегда переживали за будущее. Как мы говорили в теме «Вера в сокровенное», это — врождённое качество человека, вытекающее из инстинкта самосохранения. Человек боится появления в будущем всякой угрозы для его жизни, которая стеснит его и, возможно, лишит некоторых способностей и возможностей, дарованных ему Аллахом. Эти опасения человека охватывают не только его самого, а распространяются и на его род. Он боится за своих детей и считает, что, планируя, предупреждая события и принимая меры, он сохранит свою жизнь и существование своего рода. Многие люди начинают откладывать деньги на некоторые нужды, а если спросить их об этом, то ответом будет: «На чёрный день», «Мало ли что может в будущем случиться», «Какие тяжёлые времена наступят, беды, ведь не знаешь, чего можно ожидать от жизни».

Эта тревожная мысль не оставляет в покое человека. Его поражает страх перед бедами и трудностями. Многие из таких людей при каждой возникшей ситуации начинают пересказывать соответствующие поговорки и пословицы.

Очевидно, что подобного рода мышления люди не решили свою основную проблему в жизни или, решив её, не продвинулись дальше, не предприняли необходимых мер, чтобы решить остальные проблемы, вытекающие из основной.

Исламская акъыда предоставляет решение основной проблемы человека так, что принявший эту религию успокаивается относительно своего будущего так же, как и относительно настоящего. В первую очередь, исламская акъыда учит человека тому, что любое бедствие на земле или в жизни человека происходит лишь с позволения Аллаха:

مَا أَصَابَ  مِن مُّصِيبَةٍ فِي الْأَرْضِ وَلَا فِي أَنفُسِكُمْ إِلَّا فِي كِتَابٍ  مِّن قَبْلِ أَن نَّبْرَأَهَا إِنَّ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ ، لِكَيْلَا تَأْسَوْا عَلَى مَا فَاتَكُمْ وَلَا تَفْرَحُوا بِمَا آتَاكُمْ وَاللَّهُ  لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании ещё до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57:22,23).

Каждое несчастье вокруг человека происходит по предопределению и воле Аллаха, ведь это легко для Него. Согласно этому, человек не должен печалиться о том, что упустил, и чрезмерно радоваться тому, что Аллах даровал ему.

Всевышний Аллах говорит:

مَا أَصَابَ مِن  مُّصِيبَةٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ وَمَن يُؤْمِن بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи» (64:11).

Таким образом, всё, что случается с человеком или вокруг него, происходит по воле и предопределению Аллаха. Мусульманин же должен уверовать в это и подчиниться всему, что от него требуется. Аллах приводит сердца Своих рабов к довольству и спокойствию при наличии у них веры. Аяты Корана сообщают нам об абсолютном знании Аллаха, Который сотворил всё вокруг и соразмерил.

Глубокое рассмотрение поступков человека показывает нам, что он живёт в двух сферах:

1 — Сфера, где человек доминирует и совершает все действия по своему выбору и воле. Он садится и встаёт; ложится и поднимается; ест и пьёт; выбирает вид одежды; выходит из дома и возвращается; работает, чтобы прокормиться. За все действия в этой сфере он будет спрошен и понесёт соответствующее воздаяние.

2 — Сфера, которая доминирует над человеком. В этой сфере действия, как от человека, так и по отношению к нему, происходят независимо от его желания. Он не может воспрепятствовать им, доминировать над ними и их следствиями. В таком положении человек не будет отвечать за поступки и не будет никакого вознаграждения или наказания. Всевышний Аллах говорит:

وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ

«Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35),

وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفْ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2:155).

Так Аллах по своей мудрости испытывает рабов различными бедами.

Аллах сообщил нам о том, что действия из второй сферы могут случаться с человеком из-за:

— Наказания за его грехи. Кому Аллах желает блага, того наказывает быстрее. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30).

Также приводят Ибн Маджа и Ахмад от Савбана, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إنَّ الرَّجُلَ لَيُحْرَمُ الرِّزْقَ بِخَطِيئَةٍ يَعْمَلُهَا

«Поистине, человек непременно будет лишаться части своего удела за каждый грех, который он совершает».

И поэтому некоторые несчастья постигают человека как наказание за его грехи, несмотря на то, что Аллах прощает большинство грехов.

— Иногда беды постигают человека, чтобы стереть его плохие деяния, как об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

مَا يُصِيبُ المُسْلِمَ مِنْ هَمٍّ وَلَا حَزَنٍ وَلَا وَصَبٍ وَلَا نَصَبٍ وَلَا أذًى؛ حَتَّى الشَّوْكَةِ يُشَاكُهَا إِلَّا كَفَّرَ اللهُ بَهَا مِنْ خَطَايَاهُ

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Муслим).

Также сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَثَلُ الْمُؤْمِنِ كَمَثَلِ الزَّرْعِ لَا تَزَالُ الرِّيحُ تُمِيلُهُ ، وَلَا يَزَالُ الْمُؤْمِنُ يُصِيبُهُ الْبَلَاءُ

«Верующий подобен посеву, и как не перестаёт ветер склонять посев, так же не перестаёт верующий испытываться бедствиями» (Муслим).

Несмотря на все беды и потрясения, мусульманин из-за своей веры будет продолжать твёрдо стоять в жизни и непоколебимо двигаться к своей цели.

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
21 Джумада аль-уля 1438 г.х.
18.02.2017 г.