Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основные и второстепенные проблемы человека
Часть 33
Четырнадцатое: уровень жизни
После того, как мусульмане отошли от религии, промолчали, когда был разрушен их Халифат, согласились с тем, что над ними будет претворяться капиталистическая система, которая не прекращала вести против мусульман идейную борьбу, тогда мы стали испытывать проблему за проблемой. В конечном счёте, все эти проблемы породили новую, такую как «уровень жизни».
Многие люди стали проявлять недовольство своим уровнем жизни и уделом от Всевышнего. Каждый смотрит в сторону того, кто богаче, чей уровень жизни выше, желая достичь его планки. Эта цель становится главной и основной задачей, лишающей человека спокойствия. Он строит планы, ищет средства и способы, чтобы достичь этого высокого уровня жизни, однако результат разочаровывает его и он не находит решения, лишается спокойствия в жизни и всё продолжает и продолжает искать пути улучшения своего благосостояния.
Эти люди обрели лишь страдания по причине неправильного восприятия проблемы «уровня жизни», несмотря на то, что по сути она — незначительна. Дело в том, что то, что мы называем уровнем жизни, и то, чем наделил нас Аллах, зачастую не соответствует нашим ожиданиям. Отсюда человек допускает ошибку и запутывается, он начинает рассуждать: «Разве такой-то лучше и способней меня?», «Разве он умнее меня?» и т.п. Таким образом, он переступает границы и выступает против Аллаха, Который по Своей мудрости распределяет богатства среди людей.
Если тот, о ком было сказано выше, посмотрит на себя, свою реальность, на свою семью, детей и дом, то увидит, что у него есть всё необходимое и все его основные потребности удовлетворены, а помимо этого удовлетворены и его многие второстепенные потребности. Однако проблема заключается в том, что он не смотрит на себя, на свою реальность или на условия жизни того, кто ниже достатком, чтобы понять ту милость, которую оказал ему Аллах. Вместо этого он смотрит на того, кто богаче и чей уровень жизни выше, тем самым пренебрегая милостью Аллаха.
Ислам предоставил правильное решение основной проблемы, а также предоставил решение второстепенных проблем для тех, кто принял доктрину Ислама. Решение заключается в том, что Аллах определил для каждого человека его жизненный удел (ризк), одних людей Он поставил выше других в материальном плане для того, чтобы первые нанимали вторых и происходило распределение средств. Всевышний Аллах сказал:
نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاة الدُّنْيَا وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِيَتَّخِذَ بَعْضُهُم بَعْضًا سُخْرِيًّا
«Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других» (43:32).
Отсюда понимается, что тот уровень жизни, который имеет человек, определён Всевышним Аллахом, и в этом и заключается наилучшее распределение. А тот, кто стремится приобрести сверх этого, — ответом ему послужат слова Всевышнего Аллаха:
وَرَحْمَتُ رَبِّكَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ
«Милость твоего Господа лучше того, что они собирают» (43:32).
То есть милость Аллаха лучше, чем накопление имущества и временных наслаждений этого мира.
В ответ тем, кто желает лучшей жизни, оправдываясь тем, что все люди равны и не может один человек быть лучше или богаче другого… в ответ таким Всевышний Аллах сказал:
كُلاًّ نُّمِدُّ هَـؤُلاء وَهَـؤُلاء مِنْ عَطَاء رَبِّكَ وَمَا كَانَ عَطَاء رَبِّكَ مَحْظُورًا
«Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запретными» (17:20).
То, что дано бедному или богатому — всё это от Аллаха, Ему вся хвала и благодарность. Всевышний Аллах сказал:
انظُرْ كَيْفَ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَلَلآخِرَةُ أَكْبَرُ دَرَجَاتٍ وَأَكْبَرُ تَفْضِيلاً
«Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (17:21).
В этом аяте Аллах обращает внимание людей на то, что одни являются богатыми, а другие — бедными, подчеркнув, что истинное преимущество и достоинство имеет значимость только в свете Следующей жизни.
Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что приобретаемая человеком милость от Аллаха в этом мире заключается в её наслаждениях, и не следует из этого делать цель своей жизни. Напротив, человек должен использовать все доступные ему блага для облегчения своей жизни в послушании Аллаху, в приближении к Нему и в несении призыва Ислама. Так человек достигнет истинного преимущества в Следующей жизни. Всевышний Аллах сказал:
وَإِن كُلُّ ذَلِكَ لَمَّا مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةُ عِندَ رَبِّكَ لِلْمُتَّقِينَ
«Всё это — всего лишь преходящие блага мирской жизни, а Последняя жизнь у твоего Господа уготована для богобоязненных» (43:35).
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
2 Джумада ас-сани 1438 г.х.
01.03.2017 г.