Адресовано Hanin Islem
Вопросы:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху.
Как ваши дела, о наш шейх и уважаемый ученный? Дай Аллах, чтобы у вас было все в лучшем виде.
Мой первый вопрос: Может ли партнер выйти из компании тогда, когда он этого захочет, зная, что есть определенный срок, согласованный заранее, и он составляет один год? Дайте ответ, если можно, с небольшими подробностями и доказательствами. Да благословить вас Аллах.
Мой второй вопрос: между торговцами проводятся публичные торги с надбавлением цены, где цена увеличивается чрезмерно, до максимальной цены, которая во много раз превышает первоначальную цену, что приводит к ущербу некоторых торговцев. Можно ли по шариату торговцу увеличивать цену до такой степени, что это приводит к убытку его соперника, а в некоторых случаях – и к банкротству? Дайте ответ с небольшими разъяснениями и доказательствами, да благословит вас Аллах.
Мой третий вопрос: во избежание увеличения цены происходит соглашение между коммерсантами до начала публичного или частного аукциона. То есть, некоторые из них дают определенную сумму денег другим, чтобы между ними не было увеличения цены или чтобы цена не дошла до максимальной. Какой шариатский закон относительно таких денег, которые даются среди трейдеров? И каков закон относительно такого бизнес-процесса? Если можно, немного детально и с доказательствами, да вознаградит вас Аллах всем наилучшим.
Я прошу прошения за то, что затянул и задал большое количество вопросов, так как я знаю размер ваших обязанностей и ответственности, пусть Аллах будет вашим помощником, даст нам победу вашими руками и даст вам обладателей силы, как дал Его любимцу Мухаммаду ﷺ.
Ответ:
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху.
I. Твой вопрос о сроке компаньонства:
1 – Слово «компания» в арабском языке означает две или более объединённые доли, части, так чтобы они не отличались друг от друга. Компания в шариатском значении означает договор между двумя или несколькими сторонами, в котором они договариваются совершить определенную финансовую сделку с целью получения прибыли. В договоре компании требуется наличие одновременно предложения и принятия, как и во всех других договорах. Предложение – это когда один говорит другому, что будет сотрудничать с ним в таком-то деле, а другой отвечает, что принял это предложение, то есть согласен на него. Важно, чтобы договор нес в себе смысл компании для чего-либо определённого.
Компания разрешена в Исламе, потому что при Посланнике Аллаха ﷺ люди занимались этим и он, мир ему, утвердил их компании. Утверждение Посланником Аллаха ﷺ, компаньоства людей является шариатским доказательством о законности компании. Абу Дауд передал от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: «Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Я буду оставаться с двумя товарищами, пока один из них не предаст другого, если же один из них предаст своего товарища, Я покину их».
2 – Упоминание периода времени в договоре компании не требуется для того, чтобы договор компании был действительным, так как договор состоялся и нет неизвестности в договоре, как это обстоит, например, с арендой, ведь в аренде будет неизвестность, если не упомянуть срок аренды. Договор об аренде не заключается и считается недействительным, если не упомянуто время аренды, в независимости, связано оно с самой работой, как, например, аренда на построение стены или выкапывание колодца, ведь время связано с завершением работы, или время не связано с работой и отдельно от неё, например, аренда на несколько дней, месяцы или годы…
3 – Роспуск компании зависит от желания каждого партнера, например, два компаньона заключают договор на выполнение определенной работы и аннулируют его тогда, когда захотят.
В книге «Экономическая система» о ликвидации компании говорится следующее:
«Компания является одним из дозволенных шариатом договоров, который аннулируется при смерти, потере ума или расторжении договора со стороны одного из компаньонов, если компания состоит из двух человек. Поскольку компания является дозволенным договором, то в результате вышеупомянутых причин она аннулируется, подобно представительству. Если один из компаньонов умрёт, имея благоразумного наследника, то он может продолжить работу компании, получив от компаньона право на распоряжение, и также может востребовать свою долю. Если один из компаньонов потребует аннулирования компании, то другому следует ответить на его требование. Если компания состоит из нескольких компаньонов, один из которых пожелал выйти из компании, а другие согласились продолжить совместную работу, то существовавшая между ними компания считается расторгнутой, а продолжающаяся совместная работа считается обновленной между оставшимися работниками компании. Однако следует различать между расторжением компании «мудараба» и другими видами компаний. В компании «мудараба», если работник потребует продажу товара, а владелец капитала – деление товара, то следует ответить просьбе работника, так как его доля находится в прибыли, а прибыль можно выявить только посредством продажи. А что касается других видов компании, то если одна из сторон потребует деление, а другая – продажу, то следует ответить просьбе о делении, а не о продаже». Конец.
Это то, что мы приняли (табанний) в случае компании без упоминания срока, так как срок не является необходимым для правильности договора образования компании.
4 – Однако если в договоре компании говорится о сроке, то здесь ученные разошлись во мнениях, и ты можешь следовать за муджтахидом, иджтихад которого тебя больше убеждает в этом вопросе. Я приведу тебе взгляды некоторых уважаемых муджтахидов в этом вопросе:
– Разрешается устанавливать время в договоре «мудараба» у ханафитов и ханбалитов и если время истекло, то компания аннулируется.
– Маликиты и шафииты считают, что «мудараба» не ограничивается каким-либо временем, потому что его хукм, как сказали маликиты, таков: договор мудараба должен быть без какого-либо срока. Так как каждый из компаньонов может оставить компанию тогда, когда захочет. А также, как сказали шафииты – временное ограничение приводит к притеснению компаньона в своей работе. Говорит ан-Нававий в книге «ар-Равда», что в «мудараба» не берется в счет разъяснение о времени.
II. Твой второй вопрос о продаже с надбавлением цены на аукционе:
1 – Продажа на аукционе с надбавлением цены разрешена, то есть продавец выставляет свой товар покупателям и продает тому, кто заплатит больше. Доказательство на это следующее:
Приводит Ибн Маджа от Анаса ибн Малика: «что к Посланнику Аллаха ﷺ, пришел один бедный человек из ансаров и Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «У тебя есть что-нибудь в доме?». Тот ответил: «Да, у нас есть подстилка, которой мы иногда прикрываемся, а иногда расстилаем на полу. И еще у нас есть кувшин, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха ﷺ попросил принести эти вещи. Когда тот принес, Пророк ﷺ взял их в руки и спросил, кто хочет купить их. Кто-то сказал, что купит их за один дирхем. Посланник Аллаха ﷺ спросил, может ли кто-нибудь дать за них больше. Он повторил свой вопрос два или три раза, прежде чем кто-то ответил, что даст два дирхема. Пророк ﷺ, отдал ему эти вещи, взяв за них два дирхема. Затем он отдал деньги ансару со словами…».
2 – Однако, нельзя в торговле набивать цену путём "наджш": то есть увеличивать цену, но не для того, чтобы купить, а для того, чтобы обмануть других, чтобы другие приобрели вещь по более высокой цене. Бухари приводит от Саида ибн аль-Мусайб, что он слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не взвинчивайте цены». А также приводится, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил наджш (взвинчивание цен)» .
Наджш – это взвинчивание цены на товар, когда компаньон продавца увеличивает цену на товар, зная при этом, что он не будет его покупать, но он это делает для того, чтобы настоящий покупатель подумал, раз тот человек поднял цену до такого уровня, значит товар этого стоит и, обманувшись, он добавляет еще на цену для того, чтобы купить этот товар.
3 – Также нельзя, чтобы покупатели договорились друг с другом уронить цену товара и согласовали не платить более определенной низкой цены для того, чтобы продавец отдал свой товар за эту дешевую цену, потому что он не находит покупателя, который платит больше. Обычно один коммерсант договаривается с другим и платит ему, чтобы он не увеличивал цену, данную первым, в результате он платит низкую цену за товар, а другие предлагают цену меньше его в соответствии с соглашением, в следствии этого продавец отдает товар по дешевой цене, потому что все купцы платят меньше, в соответствии с соглашением между ними. Это является мошенничеством. Приводит Ибн Хиббан в его сахихе от Зарра, от Абдуллы, который сказал: Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обманувший нас не имеет к нам отношения. Хитрость и обман – в Аду». Приводит Исхакъ ибн Рахавайх в своём муснаде от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: «Хитрость и обман – в огне». Вывел также аль-Баззар в своем муснаде.
Кроме того, Всевышний Аллах запретил присваивать вещи людей. Когда покупатели делают вид, что вещь больше этого не стоит и она дешевая, для того, чтобы обмануть владельца и купить у него эту вещь за бесценок, Всевышний Аллах говорит:
وَلا تَبْخَسُوا النَّاسَ أَشْيَاءَهُمْ
«...не присваивайте себе имущества людей» (07:85)
Куртуби в его тафсире этого аята сказал: «не присваивайте себе имущества людей», здесь используется слово «бахс» (нехватка, недооценка). Это делается осуждением или насмешкой над товаром, или обманном относительно цены, или мошенничеством в обвешивании. Все это является поеданием незаконных денег. Конец.
И если коммерсанты договорились между собой купить чей-то товар по дешевой цене, то один из них платит деньги, чтобы другие не поднимали цену, по которой тот хочет купить этот товар. То есть они договариваются не платить больше той цены, за которую хочет купить товар один из коммерсантов, взамен на то, что он заплатит деньги остальным, а это является харамом. Потому что является это мошенничеством и обманом продавца, чтобы он продал товар по дешевой цене. Следовательно, деньги, которые вы берете за это у коммерсанта, являются харамом.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
12 Рабиъ ус-сани 1435 г.х.
12.02.2014 г.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=261851677316250