22
Пт, нояб

По поводу судебного решения и относительно справедливого отношения к родителям

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Ас-Салам Алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

В книге «Исламское государство» в арабской версии на странице 140 приводится: «Любой гражданин, мусульманин он или нет, пользуется всеми правами, предоставляемыми ему шариатом. Но у кого нет гражданства, тот, даже будучи мусульманином, этими правами не обладает. Например, мать одного мусульманина является христианкой, и она имеет гражданство Исламского государства. Отец же его – мусульманин, но гражданином Исламского государства не является. Поэтому его мать имеет право получать от него средства на содержание (нафака), а отец таким правом не обладает. Если мать потребует от него средства на содержание (нафака), то судья примет решение в её пользу на том основании, что она является подданной Исламского государства. Если же с подобным требованием обратится отец, то судья его требование не удовлетворит, ибо отец не является гражданином Исламского государства».

Меня интересует: Разве человек, несмотря на то, является ли его родитель мусульманином или немусульманином, имеет ли он гражданство Исламского государства или нет, не должен справедливо относиться к родителям? Разве он не должен преклонить пред ними крыло смирения по милосердию своему? Если этот мусульманин совершит нарушения и переступит права граждан, которые не имеют гражданства, за пределами власти государства и убежит на территорию Исламского государства, затем они обратятся с жалобой на него, неужели судья отвергнет их иски (жалобы) по причине того, что они не имеют гражданства Исламского государства?

Прошу пояснить мне это. Да воздаст вам Аллах наилучшим. Ас-Салам Алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Фатхи Маруйни

ОТВЕТ:

Ва Алейкум ас-Салам ва рахматуллахи ва баракатух

В вашем письме приводится два разных друг от друга вопроса; судебное постановление и справедливое отношение к родителям.

1) Что касается того, кто проживает в Дар-уль-Харб, т.е. на территории неисламского государства, и является гражданином этого государства, то его иск на получение имущества, а именно, средств на содержание, с его родных или родственников проживающих в Дар-уль-Ислам, т.е. на территории Исламского государства, не принимается. Поскольку различие государств снимает обязательность имущественных прав. Имущественные права не распространяются на тех, кто проживают в неисламском государстве (Дар-уль-Харб). Потому что Посланник Аллаха ﷺ говорит в хадисе, приведенном Муслимом от Сулеймана ибн Бурада от его отца: «Когда Пророк ﷺ назначал амира войска, то давал ему наставление, чтобы он боялся Аллаха и проявлял добро к подчиненным ему мусульманам. Затем говорил: «Сражайтесь с именем Аллаха против тех, кто не уверовал в Аллаха. Не проявляйте чрезмерность и не отступайте. Не уродуйте и не убивайте детей. При встрече с врагами-безбожниками призови их к трем вещам. Если согласятся хотя бы с одной из них, то прими это у них. Затем предложи им переселиться со своей страны (ад-Дар) на землю (ад-Дар) мухаджиров, известив их о том, что если они сделают это, то будут иметь такие же права и обязанности, как и мухаджиры. И сообщи им, если не переселятся, то будут подобны другим арабам-мусульманам, которые не имеют своей доли в трофеях, кроме той, которую приобрели в битве вместе с мусульманами». Слова Посланника Аллаха ﷺ: «…если не переселятся, то будут подобны другим арабам-мусульманам, которые не имеют своей доли в трофеях, кроме той, которую приобрели в битве вместе с мусульманами» означают, что их воздержание от переселения лишает их права на трофеи и добычу.

Остальные имущественные вопросы классифицируются по аналогии (делается къяс) с трофеями, т.е. они не обладают имущественным правом. Поэтому мусульманин, который отказывается переселиться в Исламское государство (Дар-уль-Мухаджирин) при его наличии, согласно шариатским законам относительно хиджры, и продолжает оставаться гражданином неисламского государства (Дар-уль-Харб), то в вопросах имущества к данному мусульманину относятся, как к немусульманину с точки зрения того, что он не имеет имущественных прав. Он не будет иметь те права и обязанности, которые имеют мусульмане. Другими словами, на него не будут распространяться имущественные законы из-за того, что он не переселился в Исламское государство (Дар-уль-Мухаджирин). Поэтому иск отца, проживающего в неисламском государстве (Дар-уль-Харб), на своего сына, проживающего в Исламском государстве (Дар-уль-Ислам), в вопросах имущественного права, как средства на содержание (нафакъа), не принимается по причине того, что различие государств снимает (воспрещает) обязательность имущественных прав. Это относительно первого вопроса, а именно, судебного решения в имущественных вопросах.

2) Что касается второго вопроса, а именно, справедливого отношения к родителям, то это отдельный вопрос. Различие государств не снимает обязательность справедливого отношения к родителям и ухода за ними. Доказательством тому служат слова Всевышнего Аллаха:

وَإِنْ جَاهَدَاكَ عَلى أَنْ تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلا تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفًا وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ

«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (31:15).

Также сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «В своё время ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари и Муслим).

Что касается твоего вопроса относительно посягательств, преступлений и тому подобное, то к ним применяются другие законы, независимо от различия государств. Напротив, каждое преступление или нарушение разбирается согласно шариатским законам, связанным с ним, с учетом положения фактической (фиълян) или потенциальной (хукман) войны или заключенных договоров с государствами (муахадат), и так далее.

Например, в благородном аяте говорится:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ أَنْ يَقْتُلَ مُؤْمِنًا إِلا خَطَأً وَمَنْ قَتَلَ مُؤْمِنًا خَطَأً فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ إِلا أَنْ يَصَّدَّقُوا فَإِنْ كَانَ مِنْ قَوْمٍ عَدُوٍّ لَكُمْ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُؤْمِنَةٍ وَإِنْ كَانَ مِنْ قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ مِيثَاقٌ فَدِيَةٌ مُسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ وَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُؤْمِنَةٍ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ تَوْبَةً مِنَ اللَّهِ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا

«Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (04:92).

Ты видишь, что если мусульманин по ошибке (неумышленно) убил мусульманина в положении фактической (фиълян) войны с неисламским государством (Дар-уль-Харб), т.е. «из враждебного вам племени», то в отношении него действует решение «освободить верующего раба». Если убил мусульманина из неисламского государства (Дар-уль-Харб), с которым подписано соглашение, т.е. «из народа, с которым у вас есть договор», то в отношении него действует решение «вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом». Имущественные права отличаются от других вопросов. Более того, имущественные права отличаются между собой в некоторых случаях даже в самом Исламском государстве (Дар-уль-Ислам). Например, мусульманин не дает наследство неверующему, как и неверующий не дает наследство мусульманину, даже если они, т.е. мусульманин и неверующий, являются гражданами Исламского государства (Дар-уль-Ислам). Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Убийца не получает в наследство ничего» (Абу Давуд). Также он ﷺ говорит: «Неверующий не дает наследство мусульманину, мусульманин не дает наследство неверующему» (Ахмад).

Итого, если мусульманин, являющийся гражданином неисламского государства (Дар-уль-Харб), отказывается переселиться в Исламское государство (Дар-уль-Ислам) при наличии его, то его иск по вопросам имущественного права в отношении своего сына, проживающего в исламском государстве (Дар-уль-Ислам), не принимается. Противоположно этому обстоит вопрос справедливого отношения к родителям и соблюдения родственных связей с ними. Мусульманин обязан справедливо и смиренно относиться к своим неверующим родителями хорошо обходится с ними, за исключением случая, если они будут бороться с ним, чтобы он придал Всевышнему Аллаху сотоварищей. И если его отец станет сражаться с ним в рядах фактических (фиълян) вражеских сил, то тогда в отношении него применяются уже другие шариатские законы.

Ваш брат Ата Ибн Халиль Абу ар-Рашта
17 Шаъбан 2013г.х.
26.06.2013г.


Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке