19
Пт, апр

Суть российско-иранских разногласий в отношении Сирии

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Совершенно естественно, что российская политическая позиция в Сирии отличается от иранской позиции. Россия является сверхдержавой, а не региональным государством, и она, несомненно, является всё ещё независимым государством, которое знает, что интересы Ирана по расширению касаются его только как регионального государства, не превышая цели достижения лидерства в регионе и, в лучшем случае, конкуренции с Турцией, Саудовской Аравией и еврейским образованием.

Россия также знает, что Иран будет либо государством, подчинённым Америке, либо государством-сателлитом в американской орбите, что сопровождалось фактическим сотрудничеством Ирана с Америкой в последние десятилетия в Афганистане и Ираке. Также необходимо отметить это сотрудничество в настоящее время в Сирии, Йемене и Бахрейне, Ливане и Палестине. Таким образом, Россия в полной мере осознаёт причастность Америки к иранскому ядерному вопросу и прекрасно осознаёт, что оскорбления, направленные иранскими политиками и СМИ против Америки – это всего лишь средства закладки лидерства, как и осознаёт она то, что они ориентированы на местное потребление. В то время как реальное положение Ирана находит своё отражение в служении стратегии США в Персидском заливе в частности, и на Ближнем Востоке – в целом. Россия знает, что если бы не мягкое отношение Америки к Ирану, то его влияние никуда бы не расширилось, как и не смог бы он вмешаться во внутренние дела этих стран.

И если мы рассмотрим доказательства степени разногласий между Россией и Ираном в отношении Сирии, то увидим, что они находятся в состоянии ежедневно ускоряющихся волнений и путаницы, и уже стало невозможным их прикрывать.

Давайте начнём с рассмотрения иранской политической позиции, разнящейся с позицией России. Иранское информационное агентство «Мехр» (http://www.mehrnews.com) опубликовало слова командующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Мухаммада Али Джафари: «Наш северный сосед (Россия), который пришёл на помощь Сирии, оказывает ей поддержку лишь ради своих интересов. И он не доволен исламским сопротивлением (Хизбалла и поддерживаемые Ираном боевики), как и не сходится с Ираном в точке зрения на будущее президента Сирии Башара Асада». А верховный духовный лидер Ирана Хаменеи подготовил почву для этих заявлений, сказав: «Недопустимо одной стране (имея в виду Россию) определять будущее Сирии».

Таким образом, Иран принял позицию самого сирийского режима в отношении сохранения Асада у власти, как и рассматривает оппозицию во всём её многообразии как террористическую, и что если она пожелает принять участие в политическом решении, то должна будет согласиться с сохранением Башара у власти, а также то, что военное разрешение вопроса режимом и полная победа над оппозицией является единственным вариантом для Ирана и режима Асада. Мухаммад Джафари разъяснил позицию Ирана в отношении Асада, сказав: «Мы не видим альтернативы Асаду и считаем это красной линией, пересекать которую запрещено».

В начале российской воздушной кампании Иран косвенно согласился с Россией действовать против сирийской оппозиции – что Россия обеспечит поддержку с воздуха для войск Асада, в то время как Иран окажет ему поддержку на земле, чтобы ликвидировать оппозицию. Однако подсчёты несобранного урожая на поле отличаются от подсчётов собранного урожая.

Что же касается политических, военных и экономических позиций России, которые противоречат иранским в отношении сирийского вопроса, то можно назвать следующие пункты:

1 – В ответ на вопрос о том, «является ли принципиальным для России спасение Асада?», пресс-секретарь МИД России Мария Захарова сказала: «Абсолютно нет, мы никогда так не говорили. Судьбу президента страны должен решать сирийский народ». Таким образом, целью России не является поддерживать Асада, а только спасти сирийское государство и победить террористические группы, как об этом говорят российские представители. Российское Информационное Агентство (РИА) опубликовало: «Мы не говорим, что Асад должен уйти или остаться».

2 – В ходе переговоров в Вене Россия заявила, что хочет, чтобы оппозиционные группы участвовали в переговорах, которые пройдут в скором времени по сирийскому кризису, и что она приветствует сотрудничество со Свободной Сирийской Армией, называя её нетеррористической организацией. Также Россия сказала, что она открыта для проведения встреч с оппозицией и уже обменялась с Саудовской Аравией списком из 38 имён. Газета «Коммерсантъ» сообщила: «В список вошло большинство нынешних и бывших членов оппозиционной коалиции». По данным газеты, источники, близкие к Москве, сообщили, что среди этих имён – бывший президент коалиции Муаз аль-Хатиб и её нынешний президент Халед Ходжа, а также представители различных религиозных и этнических политических групп, в том числе курды, а также ответственные лица «Братьев-мусульман» и «Христианское движение за демократию».

3 – Квартет, состоящий из Соединённых Штатов, России, Турции и Саудовской Аравии, проигнорировал позиции обоих режимов (иранского и сирийского), которые отвергают идею переходного периода. Эти страны посчитали переходный период необходимым при любом политическом решении, а это является явным и откровенным противоречием российской позиции с иранской, которая отвергает идею переходного правительства.

4 – МИД России заявило: «Министр иностранных дел России Сергей Лавров встретится в Москве в среду с посланником Организации Объединённых Наций в Сирии Стаффаном де Мистурой, чтобы обсудить начало диалога между Дамаском и оппозицией».

5 – Информагентства распространили новость – правдивость которой мы не проверили, – смысл которой состоит в том, что начальник штаба сирийского режима распустил отряды Национальной обороны, принадлежащие Хизбалла и отделению КСИР в Сирии, для присоединения их к армии и для уменьшения влияния этих отрядов на сирийский режим, – и это произошло под российским давлением.

6 – Российские самолёты впервые принялись бомбить сирийские города, в которых режим – при поддержке Ирана – заключил с оппозицией соглашения о перемирии в сентябре прошлого года в области Идлиб (Маарет-Мисрин и Рам Хамдан). Россия сделала это для того, чтобы сорвать перемирие, при заключении которого участвовал Иран с сирийским режимом.

7 – Россия поставила сирийскому режиму сто тысяч тонн пшеницы, что побудило Сирию обходиться без оговоренной иранской пшеницы, и это при том, что пшеница во время войны является наиболее важным стратегическим товаром, необходимым для стойкости режима.

Это наиболее важные пункты различий между Россией и Ираном в отношении Сирии, и эти пункты подчёркивают, что разногласия действительно существуют между этими двумя странами, и они ежедневно усугубляются.

Вопрос, который напрашивается сам собой: какова же позиция США в отношении этих разногласий, которые стремительно усугубляются и могут добавить новые сложности перед лицом американских планов в Сирии?

Очевидно, что существует проблема в позиции США по этим явным противоречиям между позициями России и иранского режима. Изначально Америка позволила иранцам вступить в Сирию, чтобы сделать её зоной влияния Ирана, что несколько похоже на сдачу Ирану Ирака. А потому Иран действовал в Сирии согласно этим американским обещаниям как обладатель полнотой власти в Сирии, а также надеялся через Сирию с лёгкостью распространить своё влияние на весь арабский регион, который стал очевидцем сильного упадка. А потому Иран предоставлял Сирии деньги, солдат и вооружение для поддержки режима Асада и для доминирования над Сирией, как прежде приобрёл доминирование над Ираком. Однако иранская мечта по разгрому сирийской революции не увенчалась успехом, несмотря на предоставленную ему для этого огромную возможность, и, более того, Иран потерпел серьёзный провал в осуществлении этой задачи. И потому Америка была вынуждена прибегнуть к помощи России, пообещав ей новые базы в районе побережья, если она одолеет революцию, однако она так же последовала по пути провала, в то время как революция и повстанцы устояли и смогли нейтрализовать российскую воздушную интервенцию, которая не принесла значительных прорывов в интересах режима.

Таким образом, Россия оказалась в тупике из-за продолжительной воздушной военной операции, не дающей очевидной победы, и она словно оказалась вовлечённой в сирийскую трясину. А потому мы видим сегодня, что она активизировала воздушные удары, чтобы использовать их в качестве козырной карты в предстоящих переговорах о будущем сирийского режима, и она пытается дистанцироваться от Ирана и приблизиться к Америке и Западу, чтобы найти решение, которое сохранит русским достоинство.

В свете этих геополитических перемен мы находим, что Америка пытается воспользоваться моментом российских воздушных ударов для образования баланса между противоборствующими силами для того, чтобы заставить их сесть за стол переговоров, а затем попытаться удовлетворить все сирийские стороны, приемлемые с американской точки зрения. Таким образом, мы находим, что поиск решения после Венской и Женевской конвенций на самом деле оброс трудными вопросами, а именно: определить, кто же действительно является приемлемой оппозиционной силой и кто является террористической силой?

Таким образом, Америка использовала Россию, а перед этим посмеялась над Ираном, и для достижения политического решения в Сирии стала хвататься за все нити, что побудило её предоставить России и Ирану лишь некоторые крохи сирийского пирога.


Ахмад аль-Хитвани
Газета «Ар-Рая»
13 Сафара 1437 х.
25.11.2015 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню