Если вы откроете Коран и станете искать суру относительно экономической системы в Исламе – вы ничего не найдёте.
Так же и Пророк Мухаммад ﷺ не делал определённых пояснений, речей или публичных заявлений, которые бы включали в себя то, что мы могли бы назвать основой экономической структуры. Существуют лишь тексты среди огромного числа аятов и хадисов, несущие в себе ссылки на экономические и финансовые вопросы, возникавшие в течение двадцати трёх лет пророчества.
Зачастую приводится указание на экономический вопрос, связанный с каким-либо инцидентом, который требует выведения какого-то правила либо шариатского хукма. Например, шариатский хукм о праве собственности на землю хараджий, взятую силой, связан со сражением при Хайбаре. Таким образом, общая картина экономической системы вытекает из аятов Корана и изречений Посланника Аллаха ﷺ, а также из хукмов, принятых в конкретных случаях. Существуют четыре главных правила, являющихся основой экономической системы в Исламе.
1) Понимание темы ризка и роли этой темы в исламской экономике
Для полноценного формирования исламской экономической системы необходимо правильное понимание ризка. Следует знать ответы на вопросы: что такое ризк1? Кто такой ар-Раззак2? Согласно Исламу ризк приходит от Всемогущего Аллаха, и Он – Единственный, Кто определяет количество богатства, которое человек может приобрести на протяжении всей своей жизни. Человек может стремиться к приобретению ризка, но получит он столько, сколько предписал ему Аллах, не меньше и не больше. Также человеку не известен размер ризка, предписанный ему Аллахом. Человек трудится, чтобы получить заработок, и когда он получает его, то он должен понимать и верить, что этим заработком наделил его не кто иной, как Аллах. Необходимо, чтобы это понимание утвердилось в сознании мусульман по нескольким причинам:
Во-первых, Ислам желает, чтобы люди жили в обществе, где доминирует понятие смирения в тот момент, когда они становятся богатыми. Осознание того, что ризк даётся Всевышним Аллахом, не оставляет места таким чувствам, как высокомерие и эгоизм.
Во-вторых, Ислам строит щедрое общество, что необходимо для построения взаимоотношений с бедняками.
В-третьих, может появиться потребность в том, чтобы мусульмане могли расходовать сверх того, что от них требуется в соответствии с законами государства.
В-четвёртых, Исламское Государство столкнётся с рядом войн, и это значит, что финансовая поддержка от состоятельных граждан будет неизбежной.
В Коране имеются аяты, указывающие на то, что ризк исходит лишь от Аллаха:
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ثُمَّ رَزَقَكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ
«Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит» (30:40),
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَالأَرْضِ لا إِلَهَ إِلاَّ هُو
«О люди! Помните о милости Аллаха по отношению к вам. Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества кроме Него!» (35:3)
Соответственно, вера мусульманина в то, что ризк, приобретаемый человеком на протяжении жизни, даётся лишь Аллахом и неподвластен человеку – является основой исламской акъыды. А поэтому, когда от мусульманина потребуется расходовать из его имущества по повелению Аллаха, он подчиняется приказу без каких-либо колебаний. В Коране поясняется то, что неверные отказались кормить бедных из-за отсутствия правильного понимания ризка:
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ أَنْفِقُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ قَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لِلَّذِينَ آمَنُوا أَنُطْعِمُ مَنْ لَوْ يَشَاءُ اللَّهُ أَطْعَمَهُ إِنْ أَنْتُمْ إِلَّا فِي ضَلَالٍ مُبِينٍ
«Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении»» (36:47)
Таким образом, исламское понимание ризка мотивирует мусульманина расходовать в соответствии с повелениями Аллаха и закладывает основу высочайших ценностей экономической и финансовой систем Ислама. Без этих высочайших и непоколебимых ценностей экономическая система неизбежно будет терпеть неудачу, какой бы она ни была развитой. Ярким примером для нас служит капиталистическая система, где отсутствует признание ценностей и идеалов и коллапс которой неминуем.
К тому же Коран утвердил среди мусульман возвышенные ценности, которые будут поддерживать экономическую систему, а также раскрыл порочность системы, в которой жило общество Мекки. Порочность экономической системы в Мекке раскрывается в суре «Аль-Фаджр»:
كَلَّا بَلْ لَا تُكْرِمُونَ الْيَتِيمَ* وَلَا تَحَاضُّونَ عَلَى طَعَامِ الْمِسْكِينِ* وَتَأْكُلُونَ التُّرَاثَ أَكْلًا لَمًّا* وَتُحِبُّونَ الْمَالَ حُبًّا جَمًّا
«Вовсе нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство и страстно любите богатство» (89:17–20)
Это означает, что Ислам стремится построить общество и систему с высокой моралью, где не будет места алчности, безразличию к бедным и сиротам и накоплению богатств из-за любви накопления капитала.
Ислам с самого начала заложил основу экономической системы, запретив проценты с займов (ростовщичество). До ниспослания шариатского решения о запрете ростовщичества в Коране был сильный акцент на то, что ростовщичество неприемлемо для увеличения богатства и что ростовщичество приводит к увеличению богатства людей за счёт имущества других людей. Ростовщичество, по своей сути, приводит к росту капитала без соответствующего роста производства. Коран осудил ростовщические отношения и похвалил благотворительность и помощь нуждающимся:
أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّ اللَّهَ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ * فَآَتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ وَالْمِسْكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ ذَلِكَ خَيْرٌ لِلَّذِينَ يُرِيدُونَ وَجْهَ اللَّهِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ * وَمَا آَتَيْتُمْ مِنْ رِبًا لِيَرْبُوَاْ فِي أَمْوَالِ النَّاسِ فَلَا يَرْبُواْ عِنْدَ اللَّهِ وَمَا آَتَيْتُمْ مِنْ زَكَاةٍ تُرِيدُونَ وَجْهَ اللَّهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُضْعِفُونَ
«Разве они не видят, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает? Воистину, в этом – знамения для людей верующих. Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и путнику. Это лучше для тех, кто стремится к Лику Аллаха. Именно они являются преуспевшими. Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счёт чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаёте, стремясь к Лику Аллаха» (30:37–39)
В обмен на ростовщичество Всевышний Аллах обещал увеличение благ тому, кто даёт прекрасный заём, чтобы оказать помощь и поддержку другим:
مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللهَ قَرْضاً حَسَناً فَيُضَاعِفَهُ لَهُ وَلَهُ أَجْرٌ كَرِيمٌ
«Если кто одолжит Аллаху прекрасный заём, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (57:11)
2) Обилие ресурсов
В отличие от понятия «ограниченности ресурсов», пропагандируемого капиталистической идеологией, Ислам акцентирует внимание на «обилии ресурсов». В Коране неоднократно подчёркивается то, что Аллах создал изобилие ресурсов, а также вложил в них пользу для человечества. Коран указывает, что основные ресурсы в мире не являются редкостью и что Аллах создал их в достаточном количестве и объёме (и даже больше этого), чтобы удовлетворились потребности всего человечества. Также Книга Аллаха напоминает, что эти ресурсы даны нам Всевышним Аллахом в качестве ризка во благо и пользование человечеством:
وَالأَنْعَامَ خَلَقَهَا لَكُمْ فِيهَا دِفْءٌ وَمَنَافِعُ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ * وَلَكُمْ فِيهَا جَمَالٌ حِينَ تُرِيحُونَ وَحِينَ تَسْرَحُونَ * وَتَحْمِلُ أَثْقَالَكُمْ إِلَى بَلَدٍ لَّمْ تَكُونُواْ بَالِغِيهِ إِلاَّ بِشِقِّ الأَنفُسِ إِنَّ رَبَّكُمْ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ * وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу. Они украшают вас, когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбище по утрам. Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только ценой больших усилий. Воистину, Господь ваш – Сострадательный, Милосердный. Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:5–8)
В том же контексте Коран упоминает об обилии ресурсов в морях, океанах и реках, созданных Аллахом. Эти ресурсы включают в себя рыбу, драгоценные камни и способность человека передвигаться по воде на парусных судах:
وَهُوَ الَّذِي سَخَّرَ الْبَحْرَ لِتَأْكُلُواْ مِنْهُ لَحْمًا طَرِيًّا وَتَسْتَخْرِجُواْ مِنْهُ حِلْيَةً تَلْبَسُونَهَا وَتَرَى الْفُلْكَ مَوَاخِرَ فِيهِ وَلِتَبْتَغُواْ مِن فَضْلِهِ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нём украшения, которые вы носите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, – быть может, вы будете благодарны» (16:14)
В связи с тем, что эти или другие ресурсы ни в коем случае не уменьшатся или не иссякнут, Аллах говорит:
وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَةَ اللَّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ اللَّهَ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (16:18)
3) Бедность и нищета
Точка зрения Ислама на бедность отражается в одном из высказываний сподвижника Посланника Аллаха ﷺ: «Если бы бедность была человеком, то я бы убил её». На протяжении многих лет откровений Ислам подтвердил своё категорическое неприятие нищеты и голода. Как прекрасно оно отражено в ещё одном высказывании одного из сподвижников: «Я поражаюсь тому человеку, который не бросается на людей с оружием, когда не находит себе дневного пропитания». Что также свидетельствует о важности позиции непризнания Исламом нищеты и голода. И это подтверждается словами Посланника Аллаха ﷺ:
ما آمن بي من بات شبعان وجاره جائع إلى جنبه وهو يعلم به
«Не уверует в Меня тот, кто провёл ночь сытым, зная о том, что рядом его сосед голоден». Обратите внимание на то, как Посланник Аллаха ﷺ связал неприязнь бедности с верой и акъыдой. Он ﷺ не сделал это понимание лишь административным правилом, предусматривающим предоставление пищи для бедных, он ﷺ основывался на интеллектуальном фундаменте веры, которую он строил по кирпичику в течение тринадцати лет.
Что же касается капитализма, то в нём экономическая стабильность общества определяется степенью экономического роста, а также признаком здоровой экономики в нём является увеличение ВВП. В капиталистическом обществе начинают бить тревогу, если экономический рост замедляется или останавливается в течение длительного периода времени, в то время как в Исламе бьют тревогу до тех пор, пока продолжает существовать голод. Ислам не позволяет обществу отдыхать до тех пор, пока существуют голодающие люди, мужчина это, женщина или ребёнок.
Коран указывает на существование двух категорий бедности среди людей. Первая – это категория мискин (обездоленный бедняк, нищий), вторая – факир (просто бедняк). Мискин – это тот, кто не имеет даже дневного пропитания для себя и своих иждивенцев. Факир имеет какой-либо доход, но этого дохода не хватает на обычные ежедневные расходы, такие как жильё, здравоохранение, образование, транспорт и тому подобное. Ислам также определил, что существуют и другие категории людей, которые могут нуждаться в деньгах, хоть и в виде временной потребности. Коран уделяет особое значение кормлению мискинов. Те, кто не может держать пост месяца Рамадан и восполнить его в другие месяца, в качестве искупления (кафара) кормят мискинов в течение стольких дней, сколько дней поста они пропустили.
Когда мусульманин совершает харам, Ислам обязал его накормить голодных и бедных в качестве искупления. Если мусульманин нарушает пост месяца Рамадан без уважительной причины, то ему следует искупить этот грех непрерывным соблюдением поста в течение двух месяцев или кормлением шестидесяти бедняков за каждый день поста. За нарушенную клятву, данную именем Аллаха, следует накормить десять бедняков. Эти повеления Ислама указывают на важность борьбы с голодом в обществе и на то, что это является первостепенной задачей. Ислам ясно показывает, что вопрос с голодом должен быть решён любым способом. И в то же время он признаёт, что люди в обществе различаются по возможностям и потенциалу, в зависимости с изменениями положений войны и мира, а также экономического процветания и упадка. И тогда некоторые люди могут оказаться не в состоянии оплачивать свои основные расходы. А поэтому Ислам стремится к тому, чтобы забота о бедных и обездоленных стала частью повседневной практики среди мусульман, что даёт повод для искоренения голода в обществе. Иными словами, Ислам дал определённое право бедным и обездоленным на имущество богатых. Деньги, которые должны даваться бедным богатыми, не являются формой налогов. Это – обязанность богатых и право бедных слоёв населения, о чём нам повелел Аллах:
وَالَّذِينَ فِي أَمْوَالِهِمْ حَقٌّ مَّعْلُومٌ * لِّلسَّائِلِ وَالْمَحْرُومِ
«Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (70:24,25)
Коран похвалил тех, кто щедро тратит, чтобы накормить нуждающихся, голодных и тех, кто находится на их иждивении, а также возвеличил тех, кто не жалеет пищу, несмотря на свою любовь к ней, и отдаёт её бедным, сиротам и пленникам. Они делают это и не ждут какого-либо вознаграждения в этом мире. Они преследуют этим самым лишь довольство Аллаха.
Ислам, после того, как утвердил эти правила и понятия, классифицировал законы и хукмы согласно порядку распределения денег бедным и нуждающимся, чтобы обеспечить поступление денег тем, кто этого заслуживает, исключив их оборот только в среде богатых. К этим хукмам относятся:
1. Законы, касающиеся расходов, в получении которых имеет право каждый, у кого есть кормилец: дети от родителей, родители от детей, когда те вырастут, жена от мужа и т.д.
2. Законы о наследстве, согласно которым каждый наследник гарантированно получает свою долю наследства по конкретным и чётким правилам.
3. Законы, касающиеся общественного имущества, расходуемого на потребности людей, таких, как образование, здравоохранение и инфраструктуры.
4. Законы, касающиеся государственной собственности, из которой выделяются деньги бедным для поднятия их жизненного уровня.
5. Законы, касающиеся частных компаний мудараба, которые дают право участия тем, кто не обладает финансами, в компании, финансируемой тем, у кого есть деньги.
6. Законы о запрете аренды земли для сельскохозяйственных работ. В хадисе сказано:
من كانت له أرض فليزرعها أو ليمنحها أخاه
«Если кто-то имеет землю, то пусть возделывает её или же предоставит её своему брату».
7. Законы о запрете слепого, безудержного накопление богатства, что обязывает инвестировать деньги в производство и от чего будет обеспечена работа тем, кто не может её найти.
8. Законы, запрещающие ростовщичество, обеспечивают достаточность денег для оборота на рынке производства.
9. Законы закята объединяют восемь категорий людей, нуждающихся в деньгах.
10. Законы о налогах, которыми облагаются богатые мусульмане в особых случаях, чтобы бороться с внезапной вспышкой голода и нищеты в обществе.
И в завершение напомним, что первым делом Посланник Аллаха ﷺ побратал мухаджиров с ансарами с целью искоренения бедности, возникшей у мухаджиров вследствие переселения из-за того, что они оставили всё своё имущество в Мекке.
Газета «Ар-Рая»
Автор: Мухаммад Малькави
1 Шавваль 1437
6.07.2016