Министерство иностранных дел России 18.11.2017 заявило о своём решении провести конференцию в Сочи.
Но учитывая то, что повстанческие группировки отказались принимать в ней участие, а также отказ от этого со стороны де Мистуры, Москва заявила о решении отложить её проведение, несмотря на то, что российское министерство иностранных дел до этого уже выдало приглашение 33 сторонам посетить конференцию в запланированное время. Америка издала ясное заявление о том, что Москва не способна самостоятельно продвинуть решение вопроса по Сирии, в подтверждение чего в кулуарах саммита стран АТЭС, состоявшегося во Вьетнаме 11.11.2017, Лавров заявил, что конференция в Сочи откладывается на неопределённое время, потому как понял, что Америка указывает на её преждевременность. После Лавров и Тиллерсон во время совместного выступления заявили, что Женева является инстанцией формирования политического решения в Сирии согласно докладу Совета Безопасности ООН, т.е. Россия не в состоянии самостоятельно выработать решение по Сирии.
Тем не менее, Путин, стремящийся снова стать президентом на выборах 2018 г., захотел дать своим избирателям политическую победу, предоставив решение по Сирии, которое бы оправдало огромные траты, понесённые Россией в сирийской военной кампании. На встрече с президентами Турции и Ирана 22.11.2017 Путин начал настаивать на необходимости подписания соглашения по политическому урегулированию конфликта в Сирии. Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров заявил, что саммит «рассмотрит, в частности, заявления США по Сирии, для того, чтобы предложить единую позицию относительно этой проблемы». Таким образом, Москва начала подготовку координации действий с Ираном и Турцией. Заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов 23.12.2017 заявил, что конференция по «национальному диалогу», запланированная на конец января 2018 г. в Сочи, увидит формирование конституционного комитета, тем самым указывая на то, что списки приглашённых сторон будут формироваться в консультации с Турцией и Ираном.
27.12.2017 спецпредставитель России по сирийскому вопросу Александр Лаврентьев заявил, что решение проблемы Сирии ни в коем случае не терпит промедления, указывая на необходимость скорее провести конференцию национального сирийского диалога в Сочи. Эта позиция указывает на спешное желание Путина сорвать плоды своего вооружённого вмешательства в Сирию.
Российская позиция толкнула Трампа к тому, чтобы тот сделал ясные заявления по поводу Сирии из которых понимается, что на самом деле именно Вашингтон является тем, кто действительно решает вопросы в Сирии. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон подробно высказался на этот счёт в Стэнфордском университете 11.01.2018, очертив границы и цели американской политики в Сирии. Его выступление совпало с решением Пентагона создать там тридцатитысячную группу войск, целью которой станет защита границ и борьба с организацией «ИГИЛ».
В рамках конференции, прошедшей в столице Франции Париже 23.01.2018, на которой обсуждался вопрос преследования и привлечения к ответу лиц, виновных в использовании химического оружия в Сирии, такие страны, как Америка, Британия, Франция, КСА и Иордания, утвердили «документы», собранные Вашингтоном за две недели до этого. Эти документы были предоставлены на рассмотрение де Мистуре 25.01.2018 (детали документа вы сможете найти на сайте канала «Аль-Маядин»).
В этих «документах» детально перечислены ступени переходного этапа в Сирии, механизмы конституционных поправок и избирательного процесса, полномочия президента и нового правительства, прописана необходимость сберечь структуры безопасности, и всё это — под эгидой прямого мандата ООН, а если бы не явный стыд и непристойность, то этот проект был бы введён сразу открыто под мандатом США. Позиция Америки показала, кто на самом деле стоит «над» конференцией в Сочи. На самом деле, Америка не желала ткнуть Путина лицом в грязь, почему и разрешила ему провести конференцию в Сочи в рамках «пропагандистской кампании», служащей во благо избирательной. Более того, Америка даже благословила эту конференцию, разрешив де Мистуре присутствовать на ней. Хоть де Мистура и не участвовал на заседании открытия конференции, тем не менее, он выдвинул условия во время её проведения, как об этом передаёт газета «Ближний Восток», заявив о необходимости создать «конституционный комитет, определить его инстанцию и механизм работы с де Мистурой и Женевской конвенцией, проведённой под эгидой ООН».
Таким образом конференция завершилась заявлением, в котором было сказано: «Мы договорились о создании конституционного комитета, собранного из членов делегации Сирийской Арабской Республики и делегации от оппозиции в целях проведения конституционных реформ, направленных на политическое урегулирование под эгидой ООН в соответствии с резолюцией Совета Безопасности №2254». В заявлении не было сказано об основной сути проблемы, как, например, о роли ООН, о том, кто будет формировать власть, об отчёте ответственных за нарушение прав и использование химического оружия, за присутствие иностранных вооружённых сил в Сирии и т.д. Никто не знает, когда и как встретятся более 1300 людей для обсуждения этой резолюции, о приготовлении которой поспешил выступить Богданов ещё в декабре 2017 г., но по факту не было сделано в этом направлении ничего, кроме подписания!
Что же касается униженного спектакля, разыгранного делегацией от оппозиции, расшумевшейся в знак протеста против того, чтобы присутствовать на конференции под флагом сирийского режима, то эти оппозиционеры хотели показать таким жестом, что считают подобные препирательства судьбоносными и оправдывающими их предательство, тянущееся ещё с Женевы. В Сочи они хотели так оправдаться, покинув конференцию. Но заявление министерства иностранных дел Турции разоблачило ложь и лицемерие оппозиции, потому как Анкара заявила о получении ею полномочий вести переговоры вместо отсутствующей оппозиции от её имени, после чего Анкара получила 50 мест для оппозиции в конституционном комитете, о создании которого было сказано в окончательном заявлении конференции «национального сирийского диалога». Согласно окончательному заявлению, конституционный комитет будет состоять из 150 человек, а значит, доля, которую получила Анкара, включая переговоры в Москве, Каире и Эр-Рияде, составляет треть.
Из истории человечества известно, что если конфликты заканчиваются политическим решением, то это будет отображать уровень соотношения победителя к побеждённому. Самое опасное, что содержится в сочинской резолюции — это создание конституционного комитета, прокладывающего путь к «политическому» решению по Сирии, заложенному ещё в Женеве. Россия выступает с этой резолюцией, пытаясь скрыть от глаз людей то, что в тот же час она проливает кровь, разрывает тела людей на части, применяет химическое оружие, наносит десятки авиаударов по г. Саракиб и при этом заявляет о мире на конференции в Сочи.
Основной вопрос остаётся таким же, каким и был: когда Умма начнёт принимать свои решения и избавится от иллюзий, наводимых перед её глазами неверными колонизаторами, скрывающими от нас своё зло и плетущими козни против Уммы днём и ночью, в чём им помогают правители мусульман, начиная от мулл в Тегеране с их «Днём Иерусалима», и заканчивая тем, кто пытается выставить себя неким вторым Эртогрулом, только уже в Анкаре, а также лидеры повстанческих группировок, продаваемые и покупаемые за доллары, и даже лидеры группировок, позиционирующие себя носителями исламского знамени и при этом умудряющиеся претворять в жизнь астанинские решения — временами посредством Турции, временами напрямую?!
Газета «Ар-Рая»
Д-р Усман Баххаш
Глава Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
21 Джумада аль-уля 1439 г.х.
07.02.2018 г.