20
Сб, апр

Болезнь Хафтара и её влияние на ситуацию в Ливии

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В течение некоторого времени имелись противоречивые сообщения о состояния Халифы Хафтара. Одни утверждали, что он перенёс инсульт, повлёкший за собой кому, другие говорили, что он в состоянии клинической смерти.

Однако люди из информационного отдела Ливийской национальной армии (ЛНА) заявили, что Хафтар находится в полном здравии, хотя ЛНА изначально не признавала его болезнь. При этом следует отметить, что контингент информационного отдела ЛНА был собран из остатков прежнего режима и секуляристского отребья.

В середине прошлого месяца конфликт между Агилой Салахом и маршалом Хафтаром обострился, причиной чему стало посещение Агилой Салахом фронта вокруг города Дерна, который находится под контролем Совета Шуры муджахидов Ливии. Во время посещений он предостерёг своих соплеменников, сражающихся на стороне Хафтара, от нападения на Дерну, т.к. их может постигнуть судьба племени аль-Бараса (вспоминая конфликт между племенами аль-Бараса и аль-Убайдат 1860–1890 гг.). В свою очередь, сотрудники отдела безопасности Хафтара напали на охрану Агила Салаха, отобрав у них транспорт и оружие, что стало своего рода посланием ему.

Теперь, когда Халифа Хафтар находится между жизнью и смертью, мы видим, как развивается конкуренция между его соратниками, одни из которых следуют за Египтом, а другие — за ОАЭ. Их конкуренция ведётся за преемственность Халифе Хафтару. Например, Агиль Салах отправился в ОАЭ с целью скорейшего подтверждения своей лояльности им и дабы доказать свою правопреемственность Хафтару, что должно гарантировать ему защиту со стороны ОАЭ и их поддержку в дальнейшем. В то же время Египет стремится слепить из Ауна аль-Фарджани (ответственный в команде Хафтара за безопасность в восточных районах) правопреемника Хафтару на основании того, что Аун аль-Фарджани, как и Халифа Хафтар, — из племени аль-Фарджан. Аль-Фарджани является доверенным лицом Египта, т.к. выполняет все его поручения (хотя, конечно, не так, как это делал Хафтар). Если Аун аль-Фарджани станет правопреемником, то Египет, за которым стоит Америка, сможет контролировать ситуацию на востоке Ливии, что позволит им играть определённую роль и оказывать влияние на события во всей Ливии через местные механизмы.

Однако, по-видимому, среди военных кругов Хафтара имеется сильное недовольство кандидатурой Ауна аль-Фарджани в качестве предводителя вооружённых сил. Поэтому Америка наряду с Египтом стала незаметно продвигать другие кандидатуры, такие как генерал-майор Абдул Салам аль-Хаси, и начала проводить ротацию некоторых коррумпированных личностей, которых она использовала на протяжении последних четырёх лет. Свои действия США и Египет оправдывали правилом «известный дьявол лучше неизвестного». Однако нам необходимо понимать, что кто бы ни пришёл на место Хафтара (Аун аль-Фарджани, Абдул Салам аль-Хаси или сын Хафтара), он не сможет вернуть прежнюю обстановку; этого даже не смог бы сделать сам Халифа Хафтар, что уж говорить о других!

Америка на данный момент не способна уладить дела в свою пользу, что вынуждает её согласиться на урегулирование ситуации совместно с англичанами и французами, даже если это и будет временно. На это указывают следующие вещи:

1) Заявление американского чиновника о том, что Америка доверила Италии взять на себя американскую роль в ливийском вопросе. В один из дней Италия перехватила воздушные суда, вылетевшие из ОАЭ и Египта для бомбардировки Дерны, не позволив им сделать этого.

2) Затем мы видели, как в последние несколько дней американские силы «АФРИКОМ» бомбили боевиков на юге Ливии под предлогом их членства в «ИГИЛ». Американская администрация и правительство Фаиза Сараджа заявили, что операция была согласована между двумя правительствами. Здесь Америка не стала координировать действия с силами Хафтара.

А это — уже некий сигнал, который нуждается в последующем наблюдении; по-видимому, произошли изменения в позиции США относительно происходящего в Ливии. Во всяком случае, на это указывают чартерные рейсы Агиля Салаха и аль-Фахури в ОАЭ, Ауна аль-Фарджани в Египет и иные поездки других местных деятелей. За последние два дня делегация из числа французов, итальянцев, англичан и немцев посетила Тобрук. Это указывает на осложнение ситуации, возникшей после исчезновения из поля зрения Халифы Хафтара. Ведь порядок, сложившийся при Хафтаре, теперь нарушился и стало сложно реализовывать его план, в частности — то, что было подготовлено для вторжения в Дерну. Теперь само нахождение сил Хафтара в «нефтяном полумесяце» стало сложным делом, несмотря на его ключевое значение для Египта и Америки, ведь некоторые вооружённые подразделения в зоне «нефтяного полумесяца» стали отходить на восток. А это, в свою очередь, напугало египтян, американцев и европейцев, ведь ситуация в сфере безопасности в любой момент может взорваться и вызвать анархию и хаос, факторов для этого в восточном регионе предостаточно. В связи с этим ЕС провёл совещание по ситуации в Ливии, а его представитель предостерёг от того, что всё может усугубиться из-за отсутствия Хафтара.

Некоторые политические силы в Триполи посчитали, что исчезновение Хафтара станет вспомогательным фактором для наведения порядка и выведения страны из критической ситуации. Член Высшего государственного совета Ливии Умар Бухаш сказал: «То, что происходит в восточных районах, скорее всего происходит из-за наличия там военной организации, во главе которой стоит руководство ЛНА. Сама эта организация представляет собой союз племенных, идейных групп и ополченцев, которые больше разобщены, нежели объединены … Конфликт в восточной Ливии после исчезновения Хафтара станет повесткой дня различных руководителей; причина тому — наследие Хафтара. Заявление министра иностранных дел Франции об улучшении здоровья Хафтера — это возможность исправить ситуацию после исчезновения самого Хафтара, как и возможность дать игрокам достаточно времени для разработки новых сценариев». Возникает вопрос: каковы же эти сценарии?

Произошедшее с Хафтаром стало полной неожиданностью для внутренних, внешних, региональных и международных игроков. Ведь его состояние спутало им карты, вынудив публично лгать. Этот момент прослеживается и в заявлении спецпосланника ООН по Ливии Гасана Салама, где он утверждает, что лично обсуждал с маршалом Хафтаром развитие ситуации в Ливии. Его заявление является явной ложью, ведь этого разговора не было, однако из-за давления со стороны Франции, Италии и ОАЭ он солгал. В этом же духе было заявление со стороны министра иностранных дел Франции, что, якобы, состояние маршала Хафтара улучшилось после прохождения необходимых исследований и анализов. Заявление сына Хафтара английскому интернет-изданию «Middle East Eye» раскрыло, что у его отца фиброз лёгких и острый энцефалит головного мозга, и на данный момент он в состоянии комы.

Тем самым сын Хафтара опроверг информацию об улучшении здоровья своего отца. Все эти ложные заявления были сделаны для того, чтобы выкроить достаточное количество времени для избрания преемника Хафтара, который должен продолжить его путь. Однако, увы, дело осложнилось, ведь оказия с Хафтаром произошла в тот момент, когда поддерживающие его стороны перестали считаться с ним из-за того, что он нарушил их финансовые планы, смешал им все карты. Это его предсмертное состояние является началом кровопролитной борьбы, в которой каждая сторона будет преследовать свои интересы, а это уже приведёт к краху проекта «достоинство Хафтара», который они поддержали, пожертвовав многим: начиная с 2014 г., они потратили сотни миллионов долларов. Осталось ждать, время покажет!


Газета «Ар-Рая»
Ахмад Мухаззаб
9 Шаъбана 1439 г.х.
25.04.2018 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню