22
Пт, фев

Бедность и голод в несправедливом капитализме и под сенью справедливости Ислама

Газета «Ар-Рая»
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Невозможно отрицать, что на капитализме лежит ответственность за текущую экономическую ситуацию в мире, при которой из-за голода и недоедания каждую секунду умирает один человек.

Всемирный банк и Международный валютный фонд являются двумя основными инструментами капитализма, несущими прямую ответственность за сложные экономические условия в развивающихся государствах, как в исламских, так и в арабских. Тем более, 500 миллионов бедняков в мусульманском и арабском мире страдают от сильного голода в Йемене, Судане, Джибути, Мавритании, Иордании, Саудовской Аравии, Тунисе, Марокко, Бангладеш, Индонезии и других землях.

Взаимосвязь между преобладающей в мире бедностью и наиболее мощным капиталистическим инструментом — Всемирным банком — является тесной и представлена во многих примерах. Налоговый кризис и рост цен в Иордании и Судане сегодня являются самым большим свидетельством участия Всемирного банка в навязывании голода и нищеты людям. Всемирный банк и МВФ осуществляют свои преступления через так называемые «программы структурной перестройки», которые создали несправедливые условия и навязали изменения в макроэкономической политике, обязав государства либерализовать свою торговую и инвестиционную политику, чтобы позволить колониальным компаниям грабить богатства народов.

По мере того, как правительства сокращали таможенные пошлины на импортируемые товары и повышали субсидии на местные продукты, особенно на продукты питания, они сокращали значительные площади сельскохозяйственных земель и втягивали страны в свою экономическую и финансовую политику, что привело к серьёзным трудностям при погашении кредитов. Конечным результатом этой политики и займов является зависимость от импортных продуктов питания и поставок капиталистических компаний-гигантов, а также влияние глобальной капиталистической гегемонии на преобладающие экономические условия бедности, голода и эпидемий во многих странах, в особенности — мусульманских.

Правила капиталистической системы неизбежно ведут к нищете народов и голоду миллионов людей. Единственным способом распределения материальных благ в капитализме является увеличение производства и богатства, закон спроса и предложения и система цен. Дело в том, что число людей, отнесённых к категории бедных и голодающих, продолжает расти в сени капитализма, несмотря на устойчивый рост и увеличение богатства путём производства товаров и услуг в течение последних 100 лет. Это явление несёт глобальный характер, включающий в себя как очень богатые страны, такие как Америка, так и бедные, такие как Гаити, страны Африки к югу от Сахары, Ливан, Иордания и Судан.

Данный факт отражается в заявлении Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО, англ. «Food and Agriculture Organization», FAO), в котором выражается глубокая обеспокоенность по поводу сохранения голода, представляющего собой угрозу для общества: «Недопустимо, что более 800 миллионов человек во всём мире, особенно в развивающихся странах, не имеют достаточно еды, чтобы удовлетворить свои основные потребности в пище, в то время как запасы продовольствия в мире резко возросли. И несмотря на это, бедность и голод сохраняются». «Вера в то, что проблема голода в мире может быть решена путём увеличения производства продуктов питания, является необоснованным мифом.

Настоящая проблема бедности заключается в плохом распределении продуктов питания и богатств», — заявил директор Американского института политики в области пищевых продуктов и развития. Капитализм как система не решает проблему голода, а напротив, увеличивает вероятность того, что люди не смогут удовлетворить свои неотложные нужды, и к тому же эта система не в состоянии принести счастье, безопасность и процветание миллиардам людей во всём мире. Капитализм сеет нищету, болезни, войны, голод и опустошение.

Экономическая система в Исламе же, как неотъемлемая часть всеобъемлющей исламской системы, обеспечивает радикальное решение проблемы бедности и голода. Законы, касающиеся экономики и имущества, связаны с другими законами, такими как брак, семейные отношения, политика, концепция ценностей, вероисповедание, убеждения и другие. Закят является одним из столпов экономики, и он был вменён в обязательство (фард) вместе с намазом в более чем четырнадцати аятах, которые звучат следующим образом:

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ

«Совершайте намаз и выплачивайте закят» (2:43).

Кормление бедняков, не имеющих даже дневного пропитания, стало решением множества вопросов, таких как зыхар:

وَالَّذِينَ يُظَاهِرُونَ مِنْ نِسَائِهِمْ ثُمَّ يَعُودُونَ لِمَا قَالُوا فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَتَمَاسَّا ۚ ذَٰلِكُمْ تُوعَظُونَ بِهِ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ٣ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَتَمَاسَّا ۖ فَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَإِطْعَامُ سِتِّينَ مِسْكِينًا ۚ ذَٰلِكَ لِتُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ ۗ وَلِلْكَافِرِينَ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Те, которые объявляют своих жён запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков» (58:3,4).

Это означает, что экономическая система в Исламе является частью одного целого. Она связана с концепциями, вероучениями и системами Ислама, и она не может быть изучена и претворена в отрыве от всего остального. Экономическая система в Исламе может достичь справедливости и равенства, когда применяется как часть полного претворения Ислама. Экономические концепции Ислама включают концепцию ризка (богатства), обилия ресурсов, а не их нехватку, бедность индивидов, а не общества, а также конкретную и реальную ценность товаров и услуг.

С точки зрения Ислама, проблема бедности — это когда бедные не могут удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилье. Ислам рассматривает бедность не как проблему общества, испытывающего недостаток в природных ресурсах, а как проблему удовлетворения потребностей индивидуумов общества, каждого в отдельности. Другими словами, Ислам обеспокоен проблемой бедных, чтобы каждый из них мог удовлетворять свои основные потребности, и он открывает возможности перед людьми для полного удовлетворения ими своих потребностей в знаниях, работе и занятости. Ислам в своей экономической системе ориентирован на справедливое распределение природных ресурсов таким образом, чтобы удовлетворять основные потребности каждого члена общества в отдельности.

Ислам борется с бедностью, примером чему служат слова Посланника Аллаха (с.а.с.), который сказал:

لَيْسَ الْمُؤْمِنُ الَّذِي يَشْبَعُ وَجَارُهُ جَائِعٌ إِلَى جَنْبِهِ

«Тот, чей ближайший сосед голодает, в то время как он сам сыт, не является верующим».

В другом хадисе:

مَا آمَنَ بِي مَنْ بَاتَ شَبْعَانَ وَجَارُهُ جَائِعٌ إِلَى جَنْبِهِ وَهُوَ يَعْلَمُ بِهِ

«Не верует в Меня тот, кто проводит ночь сытым, зная, что его сосед голоден».

Ислам решительно борется с голодом и бедностью в обществе, и каждого, кто помогает в этой борьбе, он связал с олицетворением веры во Всевышнего Аллаха. Обратите внимание на то, как Посланник Аллаха (с.а.с.) связал неприязнь бедности с верой и акъыдой. Он (с.а.с.) не сделал это понимание лишь административным правилом, предусматривающим предоставление пищи для бедных, он (с.а.с.) основывался на интеллектуальном фундаменте веры, которую он строил по кирпичику в течение двадцати трёх лет. Затем он (с.а.с.), опираясь на эту доктрину, обратился к людям, как бы говоря: если вы верите в Ислам, как утверждаете, то вы не будете спать спокойно и не оставите своих соседей голодными. Важным фактом является то, что бедность абсолютно недопустима в мусульманском обществе. Праведные халифы, правившие после Посланника Аллаха (с.а.с.), строго придерживались данной концепции, продолжая утверждать, что общество не должно пребывать в бедности.

Что же касается капитализма, то в нём экономическая стабильность общества определяется степенью экономического роста, а признаком здоровой экономики в нём является увеличение ВВП. В капиталистическом обществе начинают бить тревогу, если экономический рост замедляется или останавливается в течение длительного периода времени, в то время как в Исламе бьют тревогу всё время, пока продолжает существовать голод. Ислам не позволяет обществу отдыхать, пока существуют голодающие люди, мужчина ли это, женщина или ребёнок.

Священный Коран определил восемь категорий людей, имеющих право на получение средств закята, собираемого в Исламском Государстве с богатых, а также уделил особое значение кормлению мискинов, чтобы улучшить их положение, и приравнял данный поступок к поклонению, приближающему к Всевышнему Аллаху.

فَلَا اقْتَحَمَ الْعَقَبَةَ * وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْعَقَبَةُ * فَكُّ رَقَبَةٍ * أو إِطْعَامٌ فِي يَوْمٍ ذِي مَسْغَبَةٍ * يَتِيماً ذَا مَقْرَبَةٍ * أو مِسْكِيناً ذَا مَتْرَبَةٍ * ثُمَّ كَانَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ وَتَوَاصَوْا بِالْمَرْحَمَةِ * أُولَٰئِكَ أَصْحَابُ الْمَيْمَنَةِ

«Он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это — освобождение раба или кормление в голодный день сироты из числа родственников или приникшего к земле бедняка. А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие. Таковы люди правой стороны» (90:11–18).

Ислам также предписал кормить мискинов в качестве искупления за пропущенный день поста в месяц Рамадан, за нарушение клятвы и за зыхар. Эти повеления Ислама указывают на важность борьбы с голодом в обществе и на то, что это является первостепенной задачей.

В книге «Идеальная экономическая политика» (1963) Абдуррахман аль-Малики пришёл к выводу, что основной проблемой, которую решает экономическая система в Исламе, является проблема бедности индивидуумов в обществе. Прежде чем вводить законы и правила, создаются механизмы для решения проблемы бедности среди людей. Ислам повышает среди членов общества уровень сознательности о проблеме бедности и голода, а также возвышает степень мусульманина, который расходует (инфак) на бедных и обездоленных, чтобы обеспечить их едой и товарами. Ислам также подверг критике сообщество Мекки за суровые действия в отношении бедных, нуждающихся и сирот, и возложил на мусульман ответственность за очищение общества от любых практик, подобных тем, которые преобладали в обществе курайшитов в отношении бедных. Неудивительно, что в истории халифы и правители мусульман говорили о готовности убить бедность, если бы та была человеком, чтобы улучшить положение бедных.

В результате Ислам обеспечил удовлетворение основных потребностей каждого индивидуума и эффективно боролся с голодом во времена своего претворения. Ислам побудил индивидуума зарабатывать, искать средства к существованию, содержать родственников, выделять определённую сумму денег в качестве закята и давать садака бедным, а также обязал выделение из общественной и государственной собственности для бедняков.

В настоящее время весь мир как никогда ранее пребывает в нищете, бедности, голоде, упадке нравственности и ценностей. Сегодня богачи чинят диктатуру над бедными. При этом человечество находится в преддверии распада империй и крушения идолов. Это — благоприятное время для восхождения системы Единого и Абсолютного Господа миров. Системы, которая устраняет бедность и голод, которая не несёт в себе тенденции предвзятости или расизма. Это — время для появления новой системы, которая способна найти баланс в распределении богатства и баланс между законами, и сделать их единственным мерилом, о котором говорится в Коране:

وَالسَّمَاء رَفَعَهَا وَوَضَعَ الْمِيزَانَ * أَلاَّ تَطْغَوْا فِي الْمِيزَانِ * وَأَقِيمُوا الْوَزْنَ بِالْقِسْطِ وَلا تُخْسِرُوا الْمِيزَانَ

«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (55:7–9).


Газета «Ар-Рая»
Мухаммад аль-Джайляни
17 Джумада аль-уля 1440 г.х.
23.01.2019 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая