Одна политическая сторона принимает решение, вторая отвечает противодействием. Каждый пытается перетянуть канат на свою сторону. Такой сегодня представляется политическая арена в Судане.
На фоне всего этого толпы людей стоят перед зданием Генштаба армии и не расходятся. Комитет «третейского суда», который, как говорят, имеет немалое влияние в Судане как внепартийная, национальная фигура, занял роль посредника в спорах между переходным Военным Советом и сторонниками Декларации свободы и перемен. Комитет взял на себя ответственность устранить разногласия между двумя сторонами для формирования на их основе Суверенного Совета, предложив сформировать будущий Совет из 7 представителей Декларации и 3 представителей армии под председательством главы переходного Военного Совета с двумя заместителями: один — от сторонников Декларации, второй — от военных («Al-Araby Al-Jadeed», «Анадолу» от 03.05.2019).
Однако данное предложение было отвергнуто. «Член переходного Военного Совета в Судане заявил в субботу, что армия никогда не согласится с тем, чтобы гражданские составляли большинство во временном Суверенном Совете и разделяли власть (с военными). Это для Военного Совета является красной чертой (которую он не даст пересечь) («Sky News Arabia», 04.05.2019).
Ранее Военный Совет заявлял о намерении сформировать Суверенный Совет из 7 военных и 3 гражданских, но это предложение было отвергнуто сторонниками Декларации свободы и перемен согласно информации «Агентства Анадолу» от 30.04.2019. Со своей стороны, сторонники Декларации свободы и перемен предложили, чтобы Суверенный Совет состоял из 15 человек: 8 гражданских и 7 военных. Независимо от того, какие предложения принимаются, а какие отклоняются, ясно, что внутреннее противостояние в Судане превращается в вихрь из предложений и контрпредложений.
Жители Судана не поднимали восстание против режима «Национального спасения» из-за отсутствия Суверенного Совета, в котором большинство должно быть за военными или за гражданскими. Все их предложения — по одну сторону баррикад, а реальные требования народа Судана — по другую. Народ Судана поднял восстание в поисках достойной жизни, справедливости и равенства. Они вышли на улицы, требуя обратно свои права на справедливое распределение богатств Судана, которые Аллах даровал им всем, а не кучке заграничных инвесторов, которые привели страну и её население к нищете ввиду претворения Умаром аль-Баширом капиталистической системы и исполнения им «советов» МВФ и Всемирного Банка, ввиду осуществления им планов Америки по отделению юга Судана, из-за чего остальной Судан резко обнищал, т.к. на юге сконцентрировано 80% нефтяных запасов всей страны. После отделения юга суданцы начали резко беднеть, и через время вспыхнули протесты в г. Атбара, которые затем охватили все крупные города Судана. И вот тогда и поэтому требованием народа стало свержение режима.
Военный Совет обвинил сторонников Декларации свободы и перемен в том, что они подстрекают народ к скоплению вокруг здания Генштаба армии, тем самым подстрекают народ выступать против своей армии, как и призывают к захвату президентского дворца и Генштаба. В свою очередь, сторонники Декларации свободы и перемен обвиняют Военный Совет в том, что он не передаёт власть гражданскому правительству, а стремится закрепить власть в Судане за собой, что приведёт к повторению сценария с режимом свергнутого президента Умара аль-Башира. Сторонники Декларации свободы и перемен, за которыми стоит Британия, осознают, что за Военным Советом стоит Америка. А ведь политика Америки ясна любому, у кого есть глаза: она всегда опирается на военных, требуя от них удерживать власть в стране в своих руках, пусть даже силой.
В свою очередь, Америка оказывает давление на лояльных ей военных, чтобы удержать своё влияние в Судане, что выливается в сильное желание переходного Военного Совета и далее удерживать власть в своих руках. С одной стороны, Военный Совет использует способ угроз и противостояния в отношении оппозиции и людей на улицах, явно угрожая им отправкой карательных эскадронов. С другой стороны, Военный Совет уверяет о своей приверженности переговорам, не желая силой разгонять сидячую забастовку перед зданием Генштаба армии. По итогу председатель Военного Совета генерал Бурхан заявил о том, что сформирует гражданское правительство, но под контролем армии.
Америка согласна на то, чтобы в подконтрольной ей стране находилось гражданское правительство, но при условии, что армия будет иметь возможность в любой момент свергнуть его и поставить, в случае необходимости, во главе своего агента, выкинув прежнего на свалку истории. Для собственного спокойствия Америка направила своих людей, чтобы те проконсультировали проамериканских агентов на местах, в т.ч. проконсультировали Совет мира и безопасности от Африканского Союза, попросив, чтобы тот вмешался в суданский кризис. Военный Совет выразил глубокое сожаление в связи с тем, что армия по-прежнему удерживает власть у себя и не передаёт её в руки переходного правительства в течение 60 дней. Согласно словам военных, они в последний раз идут на такой шаг, т.е. больше не будут откладывать передачу власти гражданским. Это значит, что военные явно намерены удерживать власть за собой до тех пор, пока Америка не подготовит себе выход из сложившегося тупика, в который она попала в Судане.
В свою очередь, Британия, конечно же, не хочет видеть дальнейшего пребывания Военного Совета у власти в Судане, потому что Совет зависим от Америки. Британия абсолютно не желает видеть его у власти. С первого дня объявления переворота 12.04.2019 министр иностранных дел Британии Джереми Хант призвал к «скорому переходу власти к гражданскому управлению, представляющему всё общество». На своей странице в «Твиттере» он заявил, что «правление Военного Совета в Судане на протяжении двух лет не станет решением» (alkhaleejonline.net). Посол Британии в Судане Ирван Садик разместил на своей странице в «Твиттере» информацию о деталях своей встречи с заместителем главы переходного Военного Совета Мухаммадом Хамданом Хамдати, написав: «Я сегодня встретился с заместителем главы переходного Военного Совета не для того, чтобы оказать поддержку или восхвалить их законность, а для того, чтобы удостовериться в том, что ведутся шаги, которые желает видеть Объединённое Королевство для благополучия обстановки в Судане» (sudanakhbar.com, 15.04.2019).
Британский посол предостерёг официальный Хартум от разрушения всего, что добыла революция в Судане, по причине наглядного отсутствия стабильности в стране из-за того, что Военный Совет не передаёт власть в руки гражданских лиц. Выражая позицию Британии, он заявил о необходимости «воспользоваться случаем и провести реформы в стране, учитывая опыт прошлого 30-летнего упадочного правления». После того, как британский посол навестил протестующих у здания Генштаба армии, он заявил о степени удивления суданской революцией. Он рассказал о том, как хорошо организована революция, о том, что люди достаточно самоуправляются, обеспечивают функциональность медицинских центров и предоставляют условия для проведения забастовок, т.е. что они ведут себя совершенно независимо от государства, являясь по сути «государством внутри государства».
Со всей нелепостью и чувством грядущей победы для Британии он заявил: «Для меня честь и привилегия быть свидетелем этой революции», — после чего добавил: «Однако всё это — в опасности, потому что политическая нестабильность угрожает разрушить всё, что было достигнуто до этого момента» (alsudanalyoum.com, 01.05.2019). Также он заявил: «Мы провели переговоры с Военным Советом, с лидерами протестующих, политических партий и общественных организаций, чтобы вместе направиться к компромиссному решению» (sudanpost.info, 01.05.2019).
Влияние Британии на процессы в Судане заметно, особенно посредством «Объединения профсоюзов» (تجمع المهنيين) и партии «Умма» под руководством Садика Махди. Однако влияние этих организаций продолжит быть ограниченным, даже если они войдут в состав гражданского правительства, потому что фактическое господство будет оставаться за проамериканскими людьми в суданской армии.
Из-за того, что проамериканский Военный Совет находится у власти, будущее гражданское правительство, к которому призывают сторонники Декларации свободы и перемен с Британией позади себя, имеет очень шаткие позиции и может быть легко свергнуто, как было свергнуто правительство Садика Махди в конце прошлого века. Из-за того, что Военный Совет пользуется поддержкой Америки, он подвергает большой опасности военные институты, которые рискуют «заболеть» внутренним разложением, ибо мы уже сейчас видим, как некоторые офицеры стремятся выслужиться перед Америкой и получить её довольство вместо того, чтобы стремиться к довольству Аллаха ﷻ, отбрасывая Его законы за спины. Мы знаем, что в военных структурах есть верующие, искренние, правдивые мужчины, которые если бы оказали помощь Аллаху и Его религии, то и Аллах оказал бы им помощь в этом мире и возвысил их положение в мире последующем.
Пусть же искренние солдаты и офицеры стараются для этого и помогут установиться проекту Халифата! Те, кто призывает к установлению светского (гражданского) правительства, пусть поменяют свою риторику и требуют наилучшего: того, чем довольны Аллах и Его Посланник ﷺ. Пусть они требуют установления государства Праведного Халифата по методу пророчества, что станет их величием и славой как в этом мире, так и в Последующем. Понимают ли все они своё положение, если разумеют?
Газета «Ар-Рая»
Якуб Ибрагим (Абу Ибрагим) — Хартум
3 Рамадана 1440 г.х.
08.05.2019 г.