04
Ср, дек

Добро пожаловать, Рамадан — месяц добра, благодати и прощения грехов!

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Несмотря на страдания и печали, несмотря на тревогу и тиранию, несмотря на отсутствие господства Ислама, мы радуемся пришествию Рамадана — месяца добра и благословения.

Мы радуемся появлению его луны, наступлению его дней и ночей. Каждую минуту священного месяца мы стараемся проводить в повиновении Аллаху. Этот месяц является прекрасной возможностью собрать награду за добрые дела и приблизиться к Всевышнему Аллаху. Эти считаные дни либо мы используем правильно — и обретаем успех, либо теряем — и сожалеем. Пост в месяц Рамадан Аллах отнёс к Себе, как об этом сообщается от Посланника Аллаха ﷺ:

قَالَ اللَّهُ: كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلَّا الصِّيَامَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

«Всевышний Аллах говорит: «Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, пост — ради Меня, и Я воздам за него» (Бухари).

Кто постится в Рамадан с верой и надеждой, тому будут прощены прежние грехи, то есть Аллах простит того, кто искренне держит пост ради лика Всевышнего, избегая Его запретов и выполняя Его веления. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ، وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ، وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ، مُكَفِّرَاتٌ لِمَا بَيْنَهُنَّ مَا اجْتُنِبَتِ الْكَبَائِرُ

«Пятикратный намаз, пятница к пятнице, Рамадан к Рамадану — искупление за грехи, совершённые между ними, кроме больших грехов» (Муслим).

Аллах говорит:

إِن تَجۡتَنِبُواْ كَبَآئِرَ مَا تُنۡهَوۡنَ عَنۡهُ نُكَفِّرۡ عَنكُمۡ سَيِّ‍َٔاتِكُمۡ وَنُدۡخِلۡكُم مُّدۡخَلٗا كَرِيمٗا

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введём вас в почтенный вход» (4:31).

Ислам не является чем-то по наследству передаваемым или одной стороной личности человека. Поклонение не является привычкой, а представляет собой то, за что мы надеемся получить награду от Аллаха. Повинуясь Творцу, человек чувствует сладость веры и ощущает связь с Ним. Среди обрядов поклонения мы находим пост, который олицетворяет собой не только голод и жажду, а также отражается на словах и поведении. Однако происходит ли так на самом деле? Соответствует ли наше поведение духовности этого месяца, наступление которого многие наши праведные предшественники ожидали на протяжении шести месяцев, обращаясь к Аллаху с просьбой получить возможность снова провести его в повиновении, а после него шесть остальных месяцев они просили Аллаха в своих мольбах принять их добрые дела?

  • Проводим ли мы дневное время Рамадана, воздерживаясь от всего, что гневит Аллаха, а не только от еды и питья?
  • Проводим ли мы ночное время благословенного месяца в благих деяниях, молитвах и прославлениях Аллаха?
  • Размышляем ли мы над прочитанными аятами, или просто пролистываем страницы Корана, желая быстрее прочитать всю Книгу?
  • Заботимся ли мы о друзьях, семье и соседях, и чувствуем ли мы нужду бедных и нуждающихся?

То, что мы на самом деле видим (кроме малой части мусульман), это увеличение расходов на еду и напитки, изощряясь в изготовлении их разновидностей, как домохозяйка проводит большую часть своего времени на кухне, и складывается такое впечатление, как будто все они желают отыграться за соблюдение долгих часов поста. О если бы они съедали всю приготовленную пищу, большая часть которой отправляется в мусорный бак!

То, что мы наблюдаем, это пустая трата драгоценного времени всю ночь до рассвета на званых вечерах, за накрытыми столами в ресторанах или на праздничных рынках. Или же видим, как мусульманин «убивает время» в интернете, переписываясь в чатах и пролистывая сайты, либо за просмотром телевидения, сериалов или программ, направленных на то, чтобы отдалить мусульман от религии и наполнить их тем, что отвлекает от религиозных обрядов и поминания Аллаха. Различные спутниковые каналы и агентства конкурируют в этом деле, а люди не осознают того, что они теряют своё драгоценное время.

Рамадан — это месяц усердия и поклонения, но многие мусульмане превратили его в месяц лени и отпуска, развлекаясь ночью и отдыхая днём. Многие из них используют пост как предлог, чтобы оставить работу или выполнять её недобросовестно, особенно работающие в сфере государственных услуг. Можно заметить, что они не выполняют свою работу так, как должны, и проявляют равнодушие, а иногда и вовсе можно услышать от них: «Вы что, не видите, что я пощусь?». Мы видим всё это, не говоря уже о раздражённости из-за голода и жажды!

Если мы вернёмся к истинному пониманию поста, как понимали его первые поколения мусульман, то поймём, что Рамадан — это месяц усердий и достижений, а не сна, расслабленности и лени, и что нет никакого противоречия между поклонением, постом, бдением перед Господом миров и между деятельностью по достижению наместничества на земле. Рамадан — это месяц великих побед и открытий, как победа в битве при Бадре во 2 году по хиджре, открытие Мекки в 8 г.х., открытие аль-Андалуса в 29 г.х., открытие Амории в 223 г.х., победа в битве при Айн-Джалуте в 658 г.х. и другие решающие сражения в истории Ислама и мусульман.

Рамадан — это месяц благодати и добра, месяц, когда Исламский Шариат побуждает мусульман стремиться к добру в эти благословенные дни, в том числе — кормить постящихся. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ فَطَّرَ صَائمًا كانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ غَيْرَ أَنَّهُ لاَ يَنْقُصُ مِنْ أَجْرِ الصَّائِمِ شَيْءًا

«Кто угощает постящегося (на ифтаре), получает за это такое же вознаграждение, как и постящийся, и при этом вознаграждение постящегося не уменьшается» (ат-Тирмизи).

Праведные предшественники говорили: «Позвать десятерых друзей и накормить лучшей едой любимее для меня, чем освободить десятерых потомков Исмаиля». Многие из предшественников предпочитали отдавать свою еду, будучи сами постящимися; среди них — Абдуллах ибн Умар, Дауд ат-Таи, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбаль. Ибн Умар садился разговляться лишь в кругу сирот и бедняков. И были такие среди предшественников, которые кормили своих братьев, будучи постящимися, сидели с ними и прислуживали им; среди них — аль-Хасан и Ибн аль-Мубарак.

Так ли поступают мусульмане сегодня? Хотя сегодня и накрываются столы для постящихся, но для каких? Для бедных и нищих, для родственников, или для богатых и представляющих интерес? Эти столы накрыты ради лика Аллаха, чтобы получить награду, подобную награде постящегося, или как соперничество, хвастовство и показуха?

Мечети так же переполнены молящимися, но после Рамадана они пустеют, как будто требуется совершение коллективных молитв только в этот месяц.

Мы видим каждый год в Рамадан, как женщины заполоняют рынки в ночное время суток, и особенно это скопление усиливается в последние десять ночей под предлогом подготовки к празднику разговения (Ид аль-Фитр), поскольку нужно купить одежду и другие личные принадлежности, чтобы «достойно» отпраздновать завершение поста. Как будто в последние десять ночей Рамадана нам приказано слоняться по улицам и рынкам, а не усердствовать в поклонении, желая найти и провести в бдении Ночь предопределения (Ляйлят уль-къадр) и получить за это великую награду. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

رَغِمَ أَنْفُ امْرِئٍ أَدْرَكَ شَهْرَ رَمَضَانَ فَلَمْ يُغْفَرْ لَهُ

«Да будет унижен человек, который застал Рамадан, и не получил прощения» (ат-Тирмизи).

Просим Аллаха наполнить нашу жизнь повиновением и поклонением, а также очистить наши намерения. Просим принять наши добрые деяния, молитвы и соблюдение. Просим наделить нас благом и добром. Просим осуществить в ближайшее время Своё обещание и благую весть Своего Посланника ﷺ об установлении Второго Праведного Халифата по методу пророчества.


Газета «Ар-Рая»
Муслима Шами Умм Сухайб
10 Рамадана 1440 г.х.
15.05.2019 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая