21
Чт, нояб

Что может быть общего у исламистов с секуляристами

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В Умме существует много различных партий, некоторые из которых имеют религиозную ориентацию, а некоторые — светскую. Наличие религиозных партий является естественным в силу убеждений мусульман и привязанности их к своей религии, но светские партии появились по причине господства в мире западной идеи.

В то время как религиозные партии основаны на религии, светские партии, наоборот, построены на нерелигиозной основе. Секуляризм или светскость означает отделение религии от жизни, так что религия отсутствует в государственных учреждениях и не принимает участия в организации жизненных дел людей, а лишь ограничивается организацией связи человека с Господом. Поэтому светские партии основываются на национализме, патриотизме, демократии или других идеях, не связанных с Исламом. В то же время религиозные партии основываются на религии как образе жизни и на соблюдении её законов во всех жизненных вопросах и государственных институтах.

Поскольку большинство членов светских партий в исламском мире являются мусульманами, наблюдается существенное влияние религии на них. А поскольку светская идея распространена во всём мире, исламские партии подвергаются влиянию светской мысли на разных уровнях. Поэтому мы видим, как исламские партии призывают к патриотизму, национализму или демократии, считая, что это из Ислама или не противоречит Исламу. Отсюда видно некое пересечение между религиозными и светскими партиями, призывающими к сближению идей и совместной деятельности на основе того, что каждый из них остаётся представителем Уммы и работает на её благо.

Основой исламской деятельности является Ислам или исламская акъыда, а также вытекающие из неё нормы и построенные на ней идеи. Ислам — это универсальная система, которая включает в себя все связи в жизни человека, а именно — связь человека с самим собой, выраженная в еде, одежде и нравственности, связь со своим Господом, выраженная в доктрине и поклонении, а также связь с другими людьми, выраженная во взаимоотношениях и системе наказаний.

Ислам охватывает все аспекты жизнедеятельности человека и представляет собой полноценный образ жизни. Точно так же исламская доктрина является единственным источником решений и идей в Исламе. Таким образом, Коран и Сунна являются источниками законодательства, а вместе с единодушием сподвижников (иджма ас-сахаба) и аналогичным сравнением (кыяс) они представляют собой шариатские доказательства. Мусульманам велено ссылаться исключительно на эти источники во всех вопросах своей жизни. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

Весь Шариат выражен в том, что принёс нам Посланник ﷺ от Всевышнего, запретив обращаться к другим источникам. Поэтому Умме, в общем, и партиям, в частности, велено следовать только тому, что принёс Посланник Аллаха ﷺ, и сторониться всех иных источников, какими бы ни были причины или оправдания. Во всех своих решениях и действиях исламские партии должны опираться лишь на Ислам и принимать путь Посланника ﷺ как образ жизни. Приводит Ахмад от Ибн Масуда (р.а.), что однажды Посланник Аллаха ﷺ провёл линию и сказал:

هَذَا سَبِيلُ اللهِ مُسْتَقِيماً

«Это прямой путь Аллаха».

Затем провёл линии слева и справа от неё и сказал:

وَهَذِهِ السُّبُلُ لَيْسَ مِنْهَا سَبِيلٌ إِلَّا عَلَيْهِ شَيْطَانٌ يَدْعُو إِلَيْهِ

«А это другие пути. На каждом из них стоит шайтан и призывает идти по ним».

Затем Посланник Аллаха ﷺ прочитал аят:

وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيماً فَاتَّبِعُوهُ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ

«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» (6:153).

Поэтому только Ислам может быть основой формирования исламских партий и основой их движения к успеху. Ислам ничего не перенимает, не обходит острые углы и не меняет окрас. Он кристально чистый, особенно для тех, кто следует ему исходя из доказательств.

Секуляризм — это отделение религии от жизни, и согласно этой идее религия не должна выходить за пределы мест поклонения. Светская идея родилась в Европе, когда Церковь правила над людьми, а короли от имени религии сеяли зло на земле. Появились атеисты и секуляристы, которые призывали к отделению религии от жизни, считая, что она является причиной всех бед и тирании. Они смогли поменять государственный строй посредством французской революции и последовавших за ней других переворотов по всей Европе. Светская идея одержала верх и положила конец религиозной гегемонии в жизни людей, а системой правления стала демократия. Тогда европейские государства приняли идею отделения религии от жизни и стали нести её по всему миру. После колонизации Европой большей части мира секуляризм стал доминирующей идеей на мировой арене. Когда демократия стала претворяться в странах мусульман и к власти пришли секуляристы, в исламском мире тоже стали появляться светские партии.

После такого всестороннего взгляда на основы исламских и светских партий становится ясно, что между ними существует полное противоречие. Исламские партии основаны на Исламе, а светские — на отделении религии от жизни. Некоторые могут подумать, что национальные интересы требуют от этих партий объединиться и работать вместе на основе единства целей или общих интересов. Однако цели и интересы исламистов и секуляристов никогда не были и не будут общими. Цели исламских партий продиктованы доктриной Ислама, а интерес, согласно исламской вере, определяется Шариатом, а не мнением самого человека.

Это полностью противоречит мнению секуляристов, цели которых далеки от религии, а интересы и законы определяются ими самими. Поэтому мы утверждаем, что никогда не будет объединения между исламистами и секуляристами. Если призыв к объединению звучит от секуляристов, то это попытка ввести в заблуждение. Если же такой призыв исходит от исламистов, то это отклонение от ясного пути, на котором нас оставил Посланник Аллаха ﷺ. Но понимают ли это мусульмане?

وَأَسِرُّواْ قَوۡلَكُمۡ أَوِ ٱجۡهَرُواْ بِهِۦٓۖ إِنَّهُۥ عَلِيمُۢ بِذَاتِ ٱلصُّدُورِ ١٣ أَلَا يَعۡلَمُ مَنۡ خَلَقَ وَهُوَ ٱللَّطِيفُ ٱلۡخَبِيرُ ١٤

«Храните ли вы свои речи в секрете или же говорите о них вслух, Он ведает о том, что в груди. Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (67:13,14).

 

Газета «Ар-Рая»
Биляль аль-Мухаджир, Пакистан
28 Зуль-каъда 1440 г.х.
31.07.2019 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая