Человечность (гуманность) — это современный термин, получивший распространение и применение во многих аспектах нашей жизни, особенно для того, чтобы разрешать споры между людьми, когда сталкиваются жизненные взгляды, культуры, позиции и стандарты.
«Человечность» используется в качестве общего критерия между людьми, которые разнятся точками зрений, основанных на различных доктринах, отличающихся в происхождении и деталях.
Возможно, концепция гуманности в этом «современном» суждении заключается в исключении религии и любого наследия, на котором базируется человек при определении своей позиции по отношению к человеку или образу жизни. Именно это заставляет людей вступать в конфликты и столкновения, создавать различия между ними и защищать друг друга идейно, физически и культурно. Таким образом, светским мыслителям не составило труда обвинить религию в создании разделения и соперничества между людьми, а отсюда и обвинить религию в сеянии фитны (раздора)!
При всём цинизме концепции гуманности она, будучи мостом между людьми, достигает среди них любви, уважения, терпимости и мира, потому что основана на принятии всех различий. Религия же в их понимании — это личное дело каждого, которое не рассматривается при оценках, ссылках и точках зрения!
Таким образом, мы ясно понимаем степень манипулирования этим термином, придания ему характера мира, безопасности и замены принципа братства между людьми, а также преднамеренно выдуманного понятия сегрегации1 Ислама, которая является конечной целью этого искажённого понимания.
Возможно ли, чтобы мусульманин отдалился от своей религии и заменил её тем, что хуже, под предлогом блага, если этот мусульманин живёт по самым совершенным законам, которые Аллах ниспослал для всего человечества, несёт лучшую религию и величайшее послание, выведен Аллахом в качестве посредника среди людей и свидетеля в День Воскресения? Есть ли где-то благо, которое лучше имана (веры) или которое лучше Ислама?
Мусульманина отличают его отношения и связь со своим Господом — это же, в свою очередь, укрепляет его отношения со своей семьёй, окружением и всем человечеством. Чем ближе мусульманин к своему Господу, тем больше он чувствует величие веры, в которую он верит, и тем больше возрастает его ответственность перед своим Господом, народом и всем человечеством в донесении этой религии, поскольку нет ничего лучше для людей, чем иман, который оберегает от страданий мирской жизни и мучений Будущей жизни.
Наивысшую степень человечности понимает и проявляет именно мусульманин, потому что он желает людям наилучшего, что может быть. И кто может быть правдивее Пророка ﷺ, если он сказал:
لاَ يُؤْمِنُ أحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لأخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим)?!
Таким образом, роль мусульманина в этой жизни заключается в несении этой религии, её претворении в жизнь и передаче этого послания всему человечеству, чтобы утвердить это благо и достичь счастья и спокойствия. Аллах сказал:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ
«Пусть среди вас будет группа, которая будет призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
Этим добром является Ислам!
Ислам — это источник человечности, который был ниспослан Аллахом, чтобы спасти людей и обеспечить их счастьем в обоих мирах. Наивысшей степенью человечности является возможность по-настоящему чувствовать спокойствие, которое проистекает изнутри после того, как ты уверовал в идею, которая убедила твой разум, обрела гармонию с твоей природой и наполнила сердце успокоением, а затем это побудило поделиться этим счастьем и успокоением с другими.
Совершить земной поклон (саджда) в смирении (хушуъ) и со слезами на глазах, чтобы они, стекая по лицу, очистили сердце, а затем почувствовать довольство и спокойствие — всё это дано прочувствовать лишь мусульманину. Дать скрытно садака (милостыню) с улыбкой на лице и ощущать спокойствие и удовлетворение — чувство, известное лишь мусульманам. Проявлять почтение к родителям, целовать ноги матери и просить её довольства и мольбы за себя — это благо, которым наделены лишь мусульмане. Подвергаться тюремным заключениям, пыткам и несправедливостям из-за приверженности Исламу и при этом считать это испытанием Аллаха и надеяться, что Аллах примет эти старания, как и принимать подобное за честь — это знакомо только мусульманам.
Бороться с никчёмными правителями и выступать против них, несмотря на свою слабость — это честь, присущая лишь мусульманам. Вести деятельность по возобновлению правления согласно этой религии, несмотря на помехи, репрессии, а также окружающие нас со всех сторон трагедии — не что иное, как огромное доверие Аллаху, знакомое только мусульманам. Жить в соответствии с положениями своего Господа в системе правления и экономики, а также судебной и социальной системе, чтобы достичь истины, справедливости, честной жизни, счастливых душ и освещения земли светом Ислама — этим могут похвалиться лишь мусульмане.
Мы, мусульмане, во многих позициях в течение нашей жизни ощущаем великие чувства радости, спокойствия и счастья, которых лишены миллиарды людей в этой Вселенной. Это чувства, выходящие за рамки физического, за рамки приёма пищи, напитков и удовлетворения инстинктов. Это чувство радости, которое достигается рабом за счёт поиска довольства своего Господа правильным образом. И этого лишены немусульмане.
Ислам — единственная религия, которая призывает мусульман нести это счастье, удовлетворение и добро каждому человеку, желать всем людям хидаята, благочестия и спасения в обоих мирах, проявлять доброту к немусульманам, поскольку они находятся в заблуждении и бедственном положении, а также нести благо Ислама через даъват (призыв) и джихад, идейную и политическую борьбу, через разоблачение лжи и противостояние куфру, через оружие и применение силы против тех, кто враждебен к нам. Также Ислам учит мусульман жертвовать даже своей жизнью, чтобы спасти других от тисков неверия.
Следовательно, концепция человечности не сможет воплотиться без Ислама, который выводит людей из тьмы к свету и несёт добро всему человечеству:
أَوَ مَن كَانَ مَيۡتٗا فَأَحۡيَيۡنَٰهُ وَجَعَلۡنَا لَهُۥ نُورٗا يَمۡشِي بِهِۦ فِي ٱلنَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُۥ فِي ٱلظُّلُمَٰتِ لَيۡسَ بِخَارِجٖ مِّنۡهَاۚ كَذَٰلِكَ زُيِّنَ لِلۡكَٰفِرِينَ مَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ ١٢٢
«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? Так неверующим представляется прекрасным то, что они совершают» (6:122).
Газета «Ар-Рая»
Нисрин Бузафри