С развитием технологий и электронных средств связи среди людей быстро распространяется осознание происходящего. Они поняли реальность капиталистической системы и грязную роль правительств, которая заключается в грабеже богатств народов в пользу капиталистов и влиятельных людей.
Мир скатился в такую бездну, что словом «бедность» теперь невозможно описать состояние людей, и поэтому часто стало использоваться более точное описание — крайняя бедность, т.е. состояние человека, которое характеризуется тяжёлой нехваткой его основных потребностей.
В 1995 году ООН, исходя из стандарта Всемирного банка, определила, что нищие — это те, кто «живёт менее чем на доллар в день», но Всемирный банк поднял потолок до 1,25 доллара в день, учитывая рост цен во многих развивающихся странах. Также появился термин «многомерная бедность», которая означает нехватку одной из потребностей человека (например, невозможность получить чистую воду или образование) при обеспечении остальных его потребностей. Такое наблюдается, к примеру, в Ливане, где на долгое время отключается электричество, а также имеется нехватка лекарств, на что указывают многие сообщения, описывающие ситуацию в стране.
Что касается того, как капитализм порождает бедность, то это так потому, что методом распространения капиталистической идеологии является колониализм. Великие державы оккупируют страны, порабощают их народы, грабят их богатства и блага, оставляя людям только лишения. Приведём несколько примеров: бывший президент Франции Жак Ширак сказал: «Без Африки Франция превратилась бы в страну третьего мира». Бывший президент США Трамп, говоря о правителях стран Персидского залива, постоянно повторял: «Они должны платить и платить». Джо Байден отправил делегацию в Саудовскую Аравию, чтобы обеспечить поступление нефти в Америку по тем же ценам, которые были до начала вторжения России в Украину.
Нигер является самой бедной и самой хрупкой страной в мире, а его население живёт в полной темноте, в то время как Франция за счёт этой страны обеспечивает 35% своих потребностей в ядерной энергии и производит 75% своей электроэнергии.
Теперь относительно того, что капитализм убивает бедных. Этот факт заложен в основу капиталистической идеологии, которая ошибочно определяет экономическую проблему как постоянный дефицит товаров и услуг, обеспечивающих многочисленные человеческие потребности, что было выражено в 1798 году мальтузианской теорией народонаселения, которая гласит: «Население увеличивается в геометрической прогрессии, а товары и услуги увеличиваются в числовой последовательности, что вызывает необходимость работы по сокращению населения земли за счёт войн и распространения эпидемий и болезней». Подобную точку зрения выразил американский философ Гарретт Хардин в теории «Этика спасательной шлюпки», которая гласит, что право на жизнь должно быть предоставлено тем, у кого больше шансов выжить, то есть «развитому миру», а другим, то есть «бедному третьему миру», нужно позволить утонуть.
Поэтому капитализм порождает нищету и убивает бедных руками предательских правителей и коррумпированных чиновников. В своей знаменитой книге «Повелители бедности» Грэм Хэнкок написал: «Миллиарды, выделенные богатыми странами на помощь бедным, ушли на финансирование чудовищных проектов, которые с огромными затратами опустошили окружающую среду и разрушили жизни; поддерживали и узаконивали жестокие тирании; способствовали появлению византийской бюрократии, укомплектованной легионами своекорыстных лицемеров; и даже создали целый класс привилегированных и властных паразитов. Настало время повелителям бедности уйти».
Из вышеизложенного мы делаем вывод, что именно капиталистические страны и их колониальные учреждения, а также финансовая и экономическая политика порождают нищету и убивают бедняков. При капитализме уровень бедности в 2020 году увеличился до 9,1% по сравнению с 4,8% в 2019 году. То есть число бедных превысило 1,3 миллиарда человек. Политика изоляции в свете пандемии коронавируса привела к тому, что список бедных в мире пополнили от 143 до 163 миллионов человек согласно отчётам ООН за октябрь 2021 года. В то же время другие отчёты указывают, что прирост бедных составит 580 миллионов человек.
Точное определение бедности и, следовательно, осознание экономической проблемы кроется в Исламе. Бедность согласно Исламу — это неспособность удовлетворить основные потребности человека, которые заключаются в еде, одежде и жилье, а также в обеспечении безопасности, здоровья и образования для общества, чтобы каждый человек имел возможность пользоваться этими услугами. Таким образом, экономическая проблема заключается в распределении богатств, а не в их создании и приумножении, чтобы всем людям было гарантировано удовлетворение основных потребностей и была возможность удовлетворить второстепенные потребности. В хадисе, который вывел Ахмад, а достоверность подтвердил Ахмад Шакир, от Усмана ибн Аффана (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ شَيْءٍ سِوَى ظِلِّ بَيْتٍ، وَجِلْفِ الْخُبْزِ، وَثَوْبٍ يُوَارِي عَوْرَتَهُ، وَالْمَاءِ، فَمَا فَضَلَ عَنْ هَذَا فَلَيْسَ لابْنِ آدَمَ فِيهِ حَقٌّ
«Не имеет сын Адама права на что-то иное, кроме тени дома, куска хлеба, одежды, чтобы прикрыть то, что не следует видеть другим, и воды».
Также сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أصْبَحَ مِنْكُمْ آمِناً في سربِهِ، مُعَافَىً في جَسَدِهِ، عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ، فَكَأنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَ
«Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило ему на день» (Тирмизи).
Однако капитализм помимо того, что создаёт нищету и убивает бедняков, также увеличивает стоимость жизни, что приводит к обнищанию новых людей, в то время как исламские нормы препятствуют росту цен. Каким же образом капиталистическая политика убивает бедных?
Во-первых, через приватизацию. Это передача всех богатств страны в частную собственность, т.е. предоставление капиталистам возможности овладеть всеми богатствами нации. Такая политика приводит к тому, что многим людям перекрывается доступ к богатствам, так как они неконкурентоспособны. Таким образом, капиталисты захватывают богатства, а затем работают над увеличением прибыли за счёт повышения цен. Ислам же разделил богатства на три категории: государственная собственность, общественная собственность и частная собственность. При этом все люди могут владеть богатствами и пользоваться ими, не нанося вреда интересам общества.
Во-вторых, через экономическую глобализацию, то есть свободное движение капитала, товаров и услуг без наложения на них ограничений. Это означает перемещение экономических гигантов через континенты и океаны туда, где есть дешёвое сырьё, чтобы создать там свои заводы и эксплуатировать дешёвую рабочую силу, а затем экспортировать продукт на большие рынки без каких-либо ограничений. В то же время Ислам налагает ограничения на торговлю между странами и ввоз капитала таким образом, чтобы баланс был в пользу собственных граждан.
В-третьих, через финансовых китов, которые стремятся взять под контроль, монополизировать и концентрировать промышленность в своих руках путём объединения компаний и поглощения мелких большими. Так они становятся сверхбольшими трестами, контролирующими товары и цены. Ислам же запрещает монополизацию.
В-четвёртых, через таможню, налоги и акцизы, которые являются главным принципом импорта в странах, основанных на капиталистической идеологии, так как они составляют около 90% доходов. Это, безусловно, приводит к росту цен на товары и услуги. В то же время в Исламе действует принцип, описанный в хадисе:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ صَاحِبُ مَكْسٍ
«Не войдёт в Рай мытарь» (Абу Дауд).
В-пятых, через процентные кредиты, которые государство берёт у некоторых учреждений, будучи не в состоянии выплатить их, поскольку технико-экономическое обоснование (ТЭО) часто является сфабрикованным, а кредитование — экономически нецелесообразным. Другими словами, государство не в состоянии выплатить кредиты, поэтому идёт на соглашения, сопровождающиеся смертельными рецептами, как это имеет место в Судане и других странах.
В-шестых, через фидуциарные деньги (деньги, не обеспеченные золотом и серебром), а также путём их привязки к доллару. Это один из самых эффективных инструментов унижения и обнищания народов. Государство продолжает печатать бумажки для выплаты зарплат и погашения других денежных обязательств, а местная валюта теряет свою ценность и покупательную способность. То есть усилия и сбережения людей оказываются тщетными. В то же время в Исламе золото и серебро являются основой наличных денег, что защищает права людей.
Второй Праведный Халифат по методу пророчества, который скоро вернётся, по воле Аллаха, устранит бедность и её причины, защитит людей от алчной капиталистической системы, обеспечит удовлетворение основных потребностей всех людей и позволит им приобретать богатство непосредственно из своих источников — торговли, сельского хозяйства, промышленности, скотоводства, рыболовства и так далее.
А кто не может заниматься этими делами по какой-либо уважительной причине, того Халифат обеспечит из доходов государственной казны (Байт уль-Маль) согласно шариатским законам. Таким образом, Халифат станет государством без нищих. В прошлом Халифат уже показал подобный пример, как об этом свидетельствовали востоковеды, которые, описывая жизнь мусульман, говорили, что деньги для милостыни клали просто у дверей мечетей, но не находилось бедняков, которым они понадобились бы. В государстве Халифат обеспечены и счастливы были как мусульмане, так и немусульмане.
Газета «Ар-Рая»
Насир Рида
Глава центрального отдела связей Хизб ут-Тахрир в Судане
13 Шабана 1443 г.х.
16.03.2022 г.