28
Ср, сен

В рамках конституции государства Халифат. Статья 22

Газета «Ар-Рая»
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Система правления основывается на четырёх принципа

Система правления в Исламе отличается от всех других систем правлений в мире. Она основывается на четырёх принципах. Если будет нарушен один из них, то распадётся вся система правления.

Первая основа: «Главенство принадлежит Шариату, а не народу». Главенство во всех аспектах жизни и её систем принадлежит законам Шариата, вытекающим из исламской акыды. Коран, Сунна, иджма и кыяс являются источниками для законов Шариата, и на этой основе строятся все законы государства и конституции. Таким образом, главенство в государстве Халифат принадлежит только Шариату, не народу, не представителем из числа народа и не правителям. Всевышний Аллах сказал:

فَلا وَرَبِّكَ لا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجاً مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيماً

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).

Вторая основа: «Власть принадлежит Умме». Шариат предоставил Умме право выбирать и назначать халифа, который, в свою очередь, принимает власть посредством присяги (байат) Уммы. Присяга на верность — это договор согласия и выбора между Уммой и кандидатом на пост халифа. Это положение ясно описывается в хадисах о присяге. Передаётся, что Убада ибн Самит (р.а.) сказал:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي الْمَنْشَطِ وَالْمَكْرَهِ

«Мы дали присягу Посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушаться и подчиняться ему в лёгкости и в трудности, в оживлённости и неприязни» (Бухари и Муслим). Так было во времена праведных халифов, которые становились правителями только лишь путём принятия присяги от Уммы.

Третья основа: «Назначение одного халифа является обязанностью мусульман». Назначение халифа является обязанностью Исламской Уммы. От Абдуллаха ибн Умара (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ خَلَعَ يَداً مِنْ طَاعَةٍ لَقِيَ اللَّهَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لا حُجَّةَ لَهُ، وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто отойдёт от подчинения, тот встретится в Судный День с Аллахом, не имея оправдания, и тот, кто умер, не имея присяги, тот умер смертью времён невежества» (Муслим).

Обязательным является наличие присяги у каждого мусульманина, то есть наличие халифа, с существованием которого осуществляется присяга мусульманина, и не важно, дал ли он её фактически или нет. Также обязательным является наличие лишь одного халифа в соответствии со словами Посланника Аллаха ﷺ:

إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتيْنِ فَاقْتُلُوا الآخَرَ مِنْهُمَا

«Если будет дана присяга на верность двум халифам, то второго убейте» (Муслим).

Четвёртая основа: «Только халиф обладает правом принятия шариатских законов, и только он издаёт конституцию и остальные законы». Это было единогласным мнением сподвижников. Халиф Абу Бакр (р.а.) утвердил, что «Три развода равняются одному разводу», а также что «Распределение имущества производится поровну среди мусульман»; мусульмане, судьи и правители следовали этому мнению. Затем пост халифа занял Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), и в этих двух вопросах у него было иное мнение, чем у Абу Бакра. Умар (р.а.) утвердил, что «Три развода — это три развода», «Распределение имущества производится в зависимости от возраста и нужды»; и мусульмане, судьи и правители следовали этому мнению.

Эти четыре основы более подробно описаны в 22 статье книги «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир. Статья гласит: система правления основывается на следующих четырёх принципах:

1. Главенство принадлежит Шариату, а не народу.

2. Власть принадлежит Умме.

3. Назначение одного халифа является обязанностью мусульман.

4. Только халиф обладает правом принятия шариатских законов, и только он издаёт конституцию и остальные законы.

 

Мухаммад Салих
21 Зуль-хиджа 1443 г.х.
20 июля 2022 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая