29
Пт, март

В рамках конституции государства Халифат. Статья 24

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Халиф выступает во власти и в исполнении Шариата от имени Уммы

Когда Ислам обращается с требованием к человеку как к индивиду, то человек должен выполнить это требование. Но когда Ислам обращается с требованием к мусульманам как к Умме в целом, то и выполнение закона должно происходить со стороны Уммы, а не отдельных личностей. Всевышний Аллах сказал:

وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُوا أَيْدِيَهُمَا جَزَاءً بِمَا كَسَبَا نَكَالا مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (5:38).

Это обращение ко всем мусульманам, и они несут ответственность за выполнение этого закона. Так же, когда речь обращена к Посланнику ﷺ в качестве главы государства, командующего армией или заботящегося о делах Уммы лидера, то в первую очередь это обращение направлено ко всем мусульманам как к Умме. Таким же образом следует относиться и к остальным законам: правления, политики, экономики, социальной сферы, заботы о делах народа, системы наказания и т.п. За невыполнение этих законов грех ложится на всех мусульман, которые не заняты их претворением.

Претворение законов Шариата требуется от всей Уммы, но сама Умма неспособна их исполнить. Поэтому Всевышний Аллах обязал, чтобы Умма назначила халифа от своего имени, который будет претворять эти законы в жизнь. Таким образом, халиф управляет Уммой, заботится о её делах, защищает неприкосновенность Ислама, устанавливает и оберегает границы, несёт послание Ислама всему миру и устанавливает отношения с другими государствами в соответствии с законами Ислама.

Форма наделения власти определена Шариатом в государстве Халифат, которое возглавляет мусульман всего мира, оно устанавливает законы Шариата и несёт послание Ислама всему миру. Халиф является заместителем Уммы во власти. Власть Уммы передаётся посредством присяги на верность.

Не говорится, что халиф — это наместник Аллаха, так как государство Халифат не является теократическим. Так же халиф не является наместником Посланника Аллаха ﷺ в пророчестве, так как Мухаммад ﷺ — печать пророков, и после его смерти откровение прекратилось. Так же халиф не являет заместителем предыдущего халифа, так как у того нет полномочий передавать власть следующему правителю. Отсюда следует, что халиф — это заместитель Уммы в правлении и заботе о её делах.

Халиф не является наёмным работником, ведь прекращение оплаты его труда не может прервать его деятельность. Халиф не является вакилем (представителем), поскольку уполномочивающий вправе корректировать/изменять договор о представительстве (викаля). Умма не имеет права смещать халифа или изменять содержание присяги, так же недозволительно Умме бунтовать против халифа, кроме как в том случае, если неверие открыто проявится в нём. Убада ибн Самит рассказал:

دَعَانَا رَسُولُ اللَّهِ ﷺ، فَبَايَعْنَاهُ، فَكَانَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنَا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا، وَعُسْرِنَا وَيُسْرِنَا، وَأَثَرَةٍ عَلَيْنَا، وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ، قَالَ:  إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْراً بَوَاحاً عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ

«Однажды Пророк позвал нас к себе, и мы дали ему присягу. Он заключил с нами договор в том, что мы будем слушаться и повиноваться, рады мы тому будем или нет, в тягость ли нам это или нет; даже если мы лишимся своих прав, мы не станем оспаривать власть тех, кому она будет принадлежать, и он сказал: «Если только не увидим проявлений открытого неверия, на которое у нас есть от Аллаха категоричный довод (бурхан)» (Муслим).

Если присяга на верность халифу была заключена в соответствии с Шариатом, то он не может быть смещён с должности, пока не будет нарушено одно из семи условий нахождения его во власти: мужчина, мусульманин, совершеннолетний, в здравом уме, справедливый, свободный и способный нести бремя Халифата. Халиф смещается только по решению Махкамат уль-мазалим, и не важно, смещение должно происходить немедленно или требуется рассмотрение.

В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 24 говорится: «Халиф выступает во власти и в исполнении Шариата от имени Уммы»

 

Мухаммад Салих
28 Зуль-хиджа 1443 г.х.
27 июля 2022 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню