В странах мусульманского мира поднимаются «суверенные» флаги, особенно в дни так называемой независимости. Но задумывались ли мусульмане о том, что символизируют эти флаги, откуда их цвета и кто их выдумал? Особенно учитывая, что практически все они происходят от одного флага — первого арабского флага, поднятого в начале XX века в знак так называемого Арабского восстания, которое возглавил шериф Хусейн против Османского Халифата.
Тем не менее, происхождение первого флага остаётся загадочным. Одни источники связывают его с арабскими деятелями, использовавшими его как символ независимости, а другие — с британскими политиками, которые вдохновляли арабов поднять это знамя против Халифата. В документах, хранящихся в британских архивах Лондона, говорится, что флаг был разработан британским дипломатом сэром Марком Сайксом с целью пробудить чувство «арабской идентичности» и спровоцировать восстание против Османского Халифата.
Хотя «Арабское восстание» имело крайне ограниченный размах и было организовано британцами, а не арабами, её флаг оказал влияние на национальные флаги многих арабских стран, образовавшихся после Первой мировой войны. Среди них флаги Египта, Иордании, Ирака, Кувейта, Судана, Сирии, ОАЭ, Йемена, Палестины, Сомалиленда, Сахарской Арабской Демократической Республики, Ливии и многих других.
В основе флаг каждой страны связан с её культурой, убеждениями и верой. Например, флаг Великобритании и Северной Ирландии, созданный в 1801 году, в год их объединения, включает красный крест Святого Георгия (покровителя Англии), белую рамку, формирующую крест Святого Патрика (покровителя Северной Ирландии) и диагональный крест в форме X — крест Святого Андрея (покровителя Шотландии). То же касается флага США, который отражает их систему, национальную культуру и даже использование цветов радуги как символа определенных ценностей. Флаги идеологических стран отображают их систему жизни и мировоззрение.
Исламское государство установило для себя флаг и знамя, которые были предписаны самим Посланником Аллаха ﷺ. Флаг был белого цвета, на котором черными буквами было написано: «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад расулюллах». Оно вручалось командующему армией или полководцу и служило знаком его местонахождения, оставаясь с ним, где бы он ни находился. Доказательством этому служит хадис:
أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ دَخَلَ مَكَّةَ يَوْمَ الْفَتْحِ وَلِوَاؤُهُ أَبْيَضُ
«В День покорения Мекки, когда Пророк ﷺ входил в город, его флаг был белым», (передано Ибн Маджей от Джабира).
Также от Анаса, ан-Насаи передаёт:
أَنَّهُ ﷺ حِينَ أَمَّرَ أُسَامَةَ بْنَ زَيْدٍ عَلَى الْجَيْشِ لِيَغْزُوَ الرُّومَ عَقَدَ لِوَاءَهُ بِيَدِهِ
«Когда Пророк ﷺ назначил Усаму ибн Зайда командующим армией для похода на римлян, он собственноручно вручил ему флаг».
Чёрное знамя с надписью белым шрифтом «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад расулюллах» использовался командирами воинских подразделений, таких как батальоны и роты. Доказательством этому служит хадис, в котором Пророк ﷺ во время битвы при Хайбаре сказал:
لَأُعْطِيَنَّ الرَّايَةَ غَداً رَجُلاً يُفْتَحُ عَلَى يَدَيْهِ، يُحِبُّ اللهَ وَرَسُولَهُ وَيُحِبُّهُ اللهُ وَرَسُولُهُ
««Завтра я вручу знамя тому, через кого будет дарована победа. Этот человек любит Аллаха и Его Посланника, и его любят Аллах и Его Посланник...» После чего флаг был вручён Али, да будет доволен им Аллах» (хадис согласованный). Тогда Али был командиром одного из подразделений армии.
Также в рассказе аль-Хариса ибн Хассана аль-Бакри сказано:
قَدِمْنَا الْمَدِينَةَ فَإِذَا رَسُولُ اللهِ ﷺ عَلَى الْمِنْبَرِ وَبِلَالٌ قَائِمٌ بَيْنَ يَدَيْهِ مُتَقَلِّدٌ السَّيْفَ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللهِ ﷺ وَإِذَا رَايَاتٌ سُودٌ، وَسَأَلْتُ: مَا هَذِهِ الرَّايَاتُ؟ فَقَالُوا: عَمْرُو بْنُ الْعَاصِ قَدِمَ مِنْ غَزَاةٍ
«Когда мы прибыли в Медину, Пророк ﷺ находился на минбаре, а перед ним стоял Билал с мечом на плече. Мы увидели чёрные знамёна и спросили: «Что это за знамёна?». Нам ответили: «Амр ибн аль-Ас вернулся из военного похода»» (Ахмад).
Слова «Мы увидели чёрные знамёна» означают, что множество чёрных знамён находилось у командиров батальонов и частей, в то время как у командующего армией, Амра ибн аль-Аса, был белый флаг. Таким образом, флаг находился у командующего армией, а знамёна были у подразделений армии.
Флаг закрепляется за командующим армией и является отличительным знаком его ставки, сопровождая его везде. В бою же командующему сражением, будь то сам главнокомандующий или назначенный им полководец, вручает знамя, сопровождающее его во время битвы. Именно поэтому знамя называли «матерью войны», так как оно сопровождало командира в бою. Посланник Аллаха ﷺ, извещая людей о гибели Зайда, Джафара и Ибн Равахи, сказал:
أَخَذَ الرَّايَةَ زَيْدٌ فَأُصِيبَ، ثُمَّ أَخَذَهَا جَعْفَرٌ فَأُصِيبَ، ثُمَّ أَخَذَهَا عَبْدُ اللهِ بْنُ رَوَاحَةَ فَأُصِيبَ
«Знамя взял Зайд, и он пал, затем знамя взял Джафар, и он пал, затем знамя было взято Абдуллахом ибн Равахой, и он пал».
Если халиф сам ведёт армию в бой, допускается поднятие флага на поле боя вместе со знаменем. Так, в «Жизнеописании Ибн Хишама» говорится, что в битве при Бадре были подняты и флаг, и знамя. В мирное время или после окончания сражения знамёна поднимаются различными подразделениями армии, включая батальоны, роты и прочие воинские части.
Флаг закрепляется на острие копья и оборачивается вокруг него. Он передаётся командующим армиями в зависимости от их количества: командующему первой армией, второй, третьей… или армиями Шама, Ирака, Палестины, либо армиями Хартума, Каира и Бейрута, и так далее. Обычно флаг остаётся свёрнутым и разворачивается лишь в исключительных случаях. Например, он разворачивается над резиденцией халифа, подчёркивая её значимость, ведь халиф является главнокомандующим армии. Также флаги могут быть развернуты над штабами командующих армиями в мирное время, чтобы народ мог ощутить величие своих флагов. Однако если существует угроза безопасности в осведомлённости врагом о местонахождении командующих, флаг может оставаться не поднятым, находясь в своём изначальном виде.
Чёрное же знамя оставляют свободно развеваться на ветру, как это происходит с современными флагами. Оно устанавливается на зданиях государственных учреждений, административных ведомств и служб безопасности, за исключением резиденции халифа, где поднимается белый флаг, так как халиф является верховным главнокомандующим. Над резиденцией также может быть поднято и чёрное знамя, так как она является главным административным зданием в государстве. Частные лица и организации также могут поднимать знамёна над своими зданиями и домами, особенно в праздники и дни победы.
О, мусульмане! Знамя «аль-Укаб», знамя Посланника Аллаха ﷺ — это ваш флаг и ваше знамя. Поднимайте и возвышайте же их, не страшась упрёков, и не поддавайтесь лживым заявлениям, распространяемым среди вас. Этот флаг и знамя символизируют Халифат, вашу религию и вашу веру, и вам не дозволено поднимать что-либо другое помимо них.
Газета «Ар-Рая»
Ибрахим Мушарраф
Член информационного офиса «Хизб ут-Тахрир», Судан
08.01.2025