02
Пн, фев

Изнурительная битва между Саудовской Аравией и ОАЭ, полем сражения которой стал Хадрамаут

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

События, вспыхнувшие в последние дни в провинции Хадрамаут, были спровоцированы объявлением 21 ноября 2025 года о передаче американской компании «Jannah Hunt» права на эксплуатацию нефтяного блока № 5 в провинции Шабва, расположенной рядом с Хадрамаутом, добыча в котором была прекращена в октябре 2022 года. Это объявление совпало с усилением контроля Альянса племён Хадрамаута, поддерживаемого Саудовской Аравией, который сформировал собственные силы, начав расширяться и теснить британских агентов.

В ответ 26 ноября 2025 года силы Переходного совета, поддерживаемые ОАЭ и стоящей за ними Британией, начали военную операцию под названием «Многообещающее будущее» с целью установить контроль над Первым военным округом в городе Сайун в долине Хадрамаут. Формально целью операции была объявлена борьба с терроризмом и контрабандой оружия. Вслед за этим 29 ноября 2025 года силы Альянса племён Хадрамаута под руководством Амра ибн Хабриша аль-Алий, главы Всеобщего конгресса Хадрамаута, поспешно взяли под контроль нефтяные месторождения «Petromasila». Однако силы Переходного совета продолжили продвижение, стремясь установить полный контроль над Хадрамаутом и соседней провинцией Аль-Махра.

Это вынудило Саудовскую Аравию направить делегацию во главе с Мухаммадом аль-Кахтани, а также запустить местную посредническую инициативу с целью предотвратить прямые военные столкновения между силами Переходного совета и Амром ибн Хабришем. Тем не менее, 9 декабря 2025 года Переходный совет объявил о завершении установления своего контроля над долиной Хадрамаут и соседней провинцией Аль-Махра.

Заявление Переходного совета о полном контроле над долиной Хадрамаута и провинцией Аль-Махра побудило Эр-Рияд уже в пятницу, 12 декабря 2025 года, направить в Аден вторую делегацию при участии ОАЭ для обсуждения необходимых договорённостей с Переходным советом о возвращении его сил на прежние позиции после передачи военных лагерей силам «Щита Отечества», а также с требованием к совету соблюдать рекомендации Эр-Риядской конференции 2019 года.

Отказ сил Переходного совета покинуть свои позиции в долине Хадрамаута вынудил Эр-Рияд 20 декабря 2025 года сосредоточить 20 тысяч военных сил «Щита Отечества» в районах Аль-Вадиа и Аль-Абру, относящихся к провинции Хадрамаут. Этому сопутствовали заверения Абу-Даби о полной поддержке Переходного совета.

Затем Эр-Рияд вновь перешёл к языку силы: сначала 25 декабря 2025 года, провозгласив в заявлении министерства иностранных дел, что «последствия этого могут иметь печальный исход», затем в третий раз в словах министра обороны Халида ибн Салмана 27 декабря 2025 года, который сказал: «Настало время Переходному совету вывести свои силы из лагерей Хадрамаута и Аль-Махры». А 29 декабря 2025 года Эр-Рияд установил крайний срок для возвращения сил Переходного совета туда, откуда они пришли.

В это же время два отдельных удара беспилотников привели к гибели и ранениям военнослужащих: один был нанесён по хадрамаутскому элитному подразделению в долине Нахиб, другой — по бойцам Переходного совета в районе Хушм аль-Айн. Считается, что за этими атаками стоит Эр-Рияд.

При неожиданном развитии событий председатель Президентского совета, состоящего из восьми членов, во вторник, 30 декабря 2025 года, объявил в Йемене чрезвычайное положение сроком на 90 дней и аннулировал соглашение о совместной обороне с ОАЭ, потребовав вывода всех эмиратских войск из Йемена в течение 24 часов. Одновременно силы коалиции нанесли удары по вооружению и боевой технике в порту Аль-Мукалла в Хадрамауте, которые прибыли туда на двух судах из Фуджейры.

Аль-Алими запросил ввод саудовских войск в Хадрамаут под лозунгом «защиты гражданского населения». Тем временем Тарик Аффаш, Абд ар-Рахман аль-Мухаррами и Фарадж аль-Бахсани присоединились к силам Айдарусу аз-Зубайди. Колебания аль-Алими объяснялись сильнейшим давлением со стороны Саудовской Аравии: всякий раз, когда Эр-Рияд усиливал нажим, Британия приводила в движение своё другое плечо — Переходный совет.

Если проследить цепочку политических событий последнего месяца после ввода сил Переходного совета в Хадрамаут, то 25 декабря 2025 года министерство иностранных дел Саудовской Аравии опубликовало заявление, в котором указало, что «военные передвижения в провинциях Хадрамаут и Аль-Махра, осуществлённые в последнее время Южным переходным советом, были предприняты в одностороннем порядке без согласия руководства Президентского совета и без координации с командованием коалиции». В заявлении также говорилось, что Эр-Рияд «рассчитывает на действия Переходного совета по деэскалации и срочному, плавному выводу своих сил из восточных провинций Хадрамаут и Аль-Махра».

На следующий день МИД ОАЭ ответил собственным заявлением, в котором подчеркнул «свою роль в служении интересам йеменского народа и реализации его законных стремлений к стабильности и процветанию», а также подтвердил «приверженность поддержке всего, что способствует укреплению стабильности и развития в Йемене и оказывает положительное влияние на безопасность и процветание региона». За этим последовали аналогичные заявления Катара, Омана, Кувейта и Бахрейна.

Последовательность событий, начавшихся 18 ноября 2025 года с визита британского министра по делам Ближнего Востока и Северной Африки Хэмиша Фолкнера в Аден и визита Ибн Сальмана в Вашингтон, затем решения от 21 ноября 2025 года о передаче нефтяного блока №5 в Шабве компании «Jannah Hunt» в течение одной недели, запуска операции «Многообещающее будущее» 26 ноября и входа сил Амра ибн Хабриша аль-Алий на нефтяные месторождения «Petromasila» 29 ноября, не оставляет сомнений в их взаимосвязанности. Главной темой всех этих событий является борьба за нефть на востоке Йемена.

Переброска сил Переходного совета в провинции Хадрамаут и Аль-Махра напрямую затрагивают дорожную карту, согласованную ещё в 2023 году, в рамках которой обсуждались подготовительные шаги к новому раунду переговоров между Саной и Аденом. Эти переговоры были отложены из-за операции «Наводнение аль-Аксы». Эти шаги отдаляют вопрос легитимации власти хуситов в Сане, фактически отсутствующих в событиях в провинциях Хадрамаут и Махра, но при этом постоянно присутствующим в политическом уравнении. Вместе с тем это напряжение ведёт к дальнейшей фрагментации юга Йемена и разделению страны на части поверх соглашений Сайкса–Пико.

Проект Переходного совета представляет собой возрождение британского колониализма, реализуемого на земле руками ОАЭ, и американских амбиций, осуществляемых через Сальмана и его сына Мухаммада в Эр-Рияде. Он неизбежно вызывает в памяти прежние колониальные конфликты, такие как события 26 июня 1978 года и 13 января 1986 года. И для народа Йемена не остаётся иного выхода, кроме одного: вернуться к тому, кем они были вчера — «людьми веры, мудрости и понимания».

Америка, которая демонстрирует внешнее безразличие к событиям в Хадрамауте, является той самой стороной, чья компания «Pan American» пробурила разведочную нефтяную скважину в районе Самуд в Хадрамауте ещё в 1960 году. Именно она сегодня работает над отказом от зависимости от Ормузского пролива и Баб-эль-Мандеба, перенаправляя мировые потоки нефтяной торговли на восток — в сторону Индийского и Тихого океанов, вместо традиционного маршрута через Атлантику.

Что означает появление британского министра спустя 58 лет после так называемой «независимости»?

События разворачиваются в Хадрамауте и Аль-Махре, выходящих к Аравийскому морю, в непосредственной близости от конфликта в Красном море. Стремление установить контроль над Аравийским морем напрямую связано с захватом Абу-Даби острова Сокотра, а также йеменских островов Майюн и Зукар, и с присутствием спецслужб еврейского образования там. Институт исследований национальной безопасности еврейского образования раскрыл истинные цели контроля сил Переходного совета над Хадрамаутом и южными провинциями, а также готовность этого совета к нормализации с еврейским образованием и присоединению к «Авраамовым соглашениям» в обмен на политическую и силовую поддержку отделения юга Йемена.

Саудовская Аравия и ОАЭ играют роль посредников в расчленении Йемена, полагая, что сами застрахованы от подобной участи. Однако разрушение Ирака и Йемена делает Неджд и Хиджаз третьей целью на пути расчленения, идея которого была заложена с началом крестового похода против Ислама и мусульман в 2001 году. Что же касается ОАЭ, государства, переполненного трудовыми мигрантами, численность которых в девять раз превышает число его граждан, то оно само поставило себя под угрозу, будучи незащищённым от последствий своей службы западным колониальным интересам и чрезмерного сближения с еврейским образованием.

Показательно, что именно Хадрамаут оказался в положении растерянности, не желая подчиняться ни власти Саны, ни власти Южного переходного совета, наряду с тем, что Саудовская Аравия вынашивает планы его присоединения — подобно тому, как после войны 1934 года она аннексировала османскую провинцию Асир у Йемена.

Проблема, с которой сталкиваются жители Хадрамаута и Йемена в целом, заключается в том, что ими управляют те, кто не достоин быть лидером. Эти лидеры встроены по обе стороны фронта международного противостояния вокруг Йемена. Их привели к власти те, кто боится возвращения Ислама в жизнь в форме политического устройства, объединяющего и сплачивающего мусульман. Между тем праведные и благочестивые люди так и будут в стороне, не играя активной роли в политических процессах, пока не войдут в политическую борьбу и не начнут работать над возобновлением исламского образа жизни путём установления Второго Праведного Халифата по методу пророчества.

 

Шафик Хамис, Йемен
07.01.2026
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая