После американской оккупации Ирака в 2003 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1500 от 14 августа 2003 года, предусматривающую создание Миссии ООН по оказанию помощи Ираку (ЮНАМИ). Это решение не принималось по запросу самого Ирака. Заявлялось, что цель миссии — помочь стране перейти к новому этапу политического и экономического развития и наладить «позитивное взаимодействие» с международным сообществом посредством консультаций, поддержки и содействия иракскому правительству в решении проблем на местном, региональном и международном уровнях.
Первым специальным представителем миссии стал Сержиу Виейра ди Меллу, который был убит спустя пять дней после вступления в должность в результате взрыва в багдадском отеле «Канат» 19 августа 2003 года. После него миссию возглавляли другие представители, наиболее известной из которых была Жанин Хеннис-Плассхарт, а последним — доктор Мухаммад аль-Хасан.
По прошествии более двух десятилетий работы миссии в субботу, 13 декабря 2025 года, было объявлено о прекращении её деятельности. Это заявление совпало с визитом Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в Багдад и было сделано на основании официального запроса, направленного уходящим премьер-министром Ирака Мухаммадом Шиа ас-Судани Генеральному секретарю ООН 21 мая 2024 года.
Итак, что же дала эта миссия Ираку за 22 года своего существования?!
Среди своих «главных достижений» миссия заявляет, что играла роль посредника и наблюдателя, особенно в чувствительных сферах переходного периода, таких как разработка конституции, содействие всеобъемлющему политическому диалогу, национальному примирению, организации выборов и реформе сектора безопасности. Эту приукрашенную картину деятельности миссии кратко изложил её представитель Мухаммад аль-Хасан в своей прощальной речи, которая была крайне далека от реальности Ирака. Он представил страну так, будто это рай благоденствия — «образцовое государство, свободное от проблем», способное теперь самостоятельно управлять собой после «достижения политической зрелости», и якобы больше не нуждающееся в «родительской опеке» ООН, которая, по его словам, и построила «новый Ирак». Народ, мол, стал способен избирать своих представителей в парламент через избирательные урны и прочие хвалебные речи, за которые, как говорится, впору снимать шляпу!
Здесь неизбежно возникает вопрос: если миссия ООН (ЮНАМИ) после более двадцати лет присутствия и при всех этих заявляемых «достижениях» действительно была столь успешной, в каком же состоянии она оставила Ирак?!
Она покинула страну в её худшем положении: государство без реального суверенитета, обременённое долгами, погружённое в коррупцию, лишённое безопасности и стабильности, где весомым аргументом является лишь сила оружия и хозяйничают преступные банды.
Это противоречие и откровенная ложь между заявленным и реальностью, в которой живёт страна, вовсе не удивляют. Подобные организации не создавались и никогда не служили человечеству; это колониальные структуры, реализующие повестку оккупанта, подающие яд в обёртке мёда. Жители Ирака на собственном опыте увидели пагубную деятельность представительницы миссии Жанин Хеннис-Плассхарт, работавшей в стране с 2019 по 2024 год. Она сумела окружить себя широкой медийной аурой, регулярно появляясь на телеканалах и в социальных сетях, транслируя свои встречи с иракскими политиками — от премьер-министра, спикера парламента и президента до лидеров вооружённых формирований, а также дважды встречаясь с Систани. При всём этом она была свидетелем деградации ситуации и упадка страны, не оказав никакой реальной помощи для облегчения этих страданий. Причина проста: как уже было сказано, она прибыла не для решения проблем, а для их усугубления, при этом получая вместе с 648 сотрудниками миссии высокие зарплаты и премии.
Что касается международной реакции на решение о прекращении миссии, то Китай, Россия, Великобритания и Франция поддержали её. Однако США заняли сдержанную позицию, подчеркнув «ключевую роль» миссии во многих важных политических вопросах, таких как поддержка избирательного процесса и продвижение прав человека. Исходя из этой американской позиции, Ирак в ближайшие дни может оказаться перед новым сценарием:
либо усиление так называемого национального суверенитета и поддержка политического процесса по американскому видению с демонстрацией «самостоятельности» Ирака и доминированием американских инвестиций после политических договорённостей, особенно в вопросе вооружённых группировок, что и объясняет удовлетворение ас-Судани;
либо хаос, утрата контроля над безопасностью, политические разборки и погружение страны в ещё более тёмную пропасть, чем та, в которой она находится сейчас.
Подводя итог страданиям народа Ирака, следует сказать: эта миссия вошла в страну в 2003 году, когда она уже была оккупирована и находилась в тяжёлом состоянии, и покинула её в ещё худшем положении — обременённой политическими, социальными, оборонными и моральными проблемами и кризисами. Распространение наркотиков, всепроникающая бедность, нужда и безработица, бесконтрольный оборот оружия, разъедающая коррупция, хищения государственных средств в пугающих масштабах, а также внешняя и внутренняя задолженность… Так какую же «реформаторскую» роль сыграла эта миссия? И что лучше: её присутствие в Ираке или же отсутствие?!
Поэтому мы говорим: исправления положения и излечения проблем невозможно достичь, вымаливая это у наших врагов. Нам необходимо самим взять инициативу в свои руки и искоренить собственные проблемы своими же руками. Это возможно лишь через возрождение нашей исламской идентичности, принятие нашего культурного проекта и утверждение господства Аллаха посредством применения Его Шариата и верности Его пути. Лишь так к нам вернётся прежняя слава и утраченная честь, и мы станем из числа «чуждых», о которых сказал Посланник Аллаха ﷺ.
بَدَأَ الْإِسْلَامُ غَرِيباً ثُمَّ يَعُودُ غَرِيباً كَمَا بَدَأَ، فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ. قِيلَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَنْ الْغُرَبَاءُ؟ قَالَ: الَّذِينَ يُصْلِحُونَ إِذَا فَسَدَ النَّاسُ
«Ислам зародился, будучи чуждым, и вновь вернётся чуждым, как и зародился, — и блаженны чуждые». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, кто эти чуждые?» Он ответил: «Те, кто исправляют то, когда люди развращаются».
Это и есть единственное излечение, которое искоренит неверие, изгонит оккупантов и их организации, обрубит их политические, экономические, социальные и культурные щупальца. Ведь болезнь очевидна, лечение известно, и нет иного лечения, кроме Ислама.

