07
Пт, авг

Термин «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» 16 ч.

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Что человек должен сделать, чтобы быть верующим?

Всевышний Аллах послал своего Посланника с верным путём и истинной религией. И подобно Пророку Ибрахиму, мир ему, Посланник Аллаха (с.а.с.) был из числа единобожников и не был многобжником. Через своего Посланника Всевышний Аллах приказал покорным рабам Его размышлять над созданием небес и земли, дабы постигнуть то, что Аллах не сотворил всё это понапрасну.

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاء فَأَحْيَا بِهِ الأرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخِّرِ بَيْنَ السَّمَاء وَالأَرْضِ لآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчинённом между небом и землёй, заключены знамения для людей разумеющих» (02:164).

И это сделано для того, чтобы познать истину, которую Всевышний Аллаха приводит в Священном Коране:

أَفِي اللَّهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْض

«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?» (14:10).

И тогда сердце наполнится успокоением и непоколебимой верой в существование Всевышнего Аллаха — Творца Вселенной.

Далее Всевышний Аллах ниспослал Священный Коран, который является муъджиза (чудом), подтверждающим пророчество Посланника Аллаха (с.а.с.). Покорные рабы Аллаха уверовали в Аллаха, приняв Его Господом миров, в Ислам как религию и в Мухаммада как в пророка и божьего посланника.

Исламское вероучение (акъыда) является разумной доктриной, оно соответствует здравому смыслу. Человек может с лёгкостью познать истины этого вероучения, которые формируют в своём последователе идейное руководство, которого он начинает придерживаться в своей жизни.

وَمِنْ آيَاتِهِ يُرِيكُمُ الْبَرْقَ خَوْفاً وَطَمَعاً وَيُنَزِّلُ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَيُحْيِي بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Среди Его знамений — то, что Он показывает вам молнию, чтобы вызвать у вас страх и надежду, а также ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после её смерти. Воистину, в этом — знамения для людей, разумеющих» (30:24).

В вероучении (акъыде) нет места предположению

При внимательном рассмотрении исламского вероучения — акъыды — можно увидеть, что Всевышний Аллах стремится максимально освободить вероучение от предположений, сомнений и суеверий. В Священном Коране говорится:

وَإِن تُطِعْ أَكْثَرَ مَن فِي الأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَن سَبِيلِ الله إِن يَتَّبعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ هُمْ إِلاَّ يَخْرُصُونَ

«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они следуют лишь предположениям и только измышляют» (06:116),

قُلْ هَلْ عِندَكُم مِّنْ عِلْمٍ فَتُخْرِجُوهُ لَنَا إِن تَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ أَنتُمْ إَلاَّ تَخْرُصُونَ

«Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжёте» (06:148),

أَلا إِنَّ لِلّهِ مَن فِي السَّمَاوَات وَمَن فِي الأَرْضِ وَمَا يَتَّبِعُ الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ الله شُرَكَاء إِن يَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ هُمْ إِلاَّ يَخْرُصُونَ

«Воистину, Аллаху принадлежат те, кто на небесах, и те, кто на земле. Чему же следуют те, которые поклоняются помимо Аллаха другим божествам. Они следуют лишь предположениям и только измышляют» (10:66).

Священный Коран потребовал от всех своих оппонентов привести неопровержимые доказательства на свои вероучения, в противном же случае они являются лжецами.

أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ الله قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Кто создаёт творение изначально, а затем воссоздаёт его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (27:64),

وَنَزَعْنَا مِن كُلِّ أُمَّةٍ شَهِيدًا فَقُلْنَا هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ فَعَلِمُوا أَنَّ الْحَقَّ لِلَّهِ وَضَلَّ عَنْهُم مَّا كَانُوا يَفْتَرُونَ

«Из каждой общины Мы выберем свидетеля и скажем: «Приведите ваше доказательство!». Тогда они узнают, что истина — с Аллахом. И покинет их (или исчезнет) то, что они измышляли» (28:75).

Что касается убеждений исламского вероучения, то Ислам через Священный Коран привёл доказательства каждой идеи, чтобы человек проникся убеждением, что это — незыблемая истина. Всевышний Аллах говорит:

قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

«Мы уже разъяснили знамения для людей знающих» (06:97),

قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَفْقَهُونَ

«Мы уже разъяснили знамения для людей понимающих» (06:98),

وَهَـذَا صِرَاطُ رَبِّكَ مُسْتَقِيمًا قَدْ فَصَّلْنا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَذَّكَّرُونَ

«Мы уже подробно разъяснили знамения людям поминающим» (06:126).

Основные мысли, содержащиеся в вероучении

Главной характерной особенностью каждой мысли, входящей в перечень убеждений исламского вероучения, является то, что она должна характеризоваться твёрдостью и категоричностью. Таким образом, существуют основные мысли, уверовать в которые Всевышний Аллах приказал своему Посланнику и всем его последователям. Всевышний Аллах объединил их друг с другом во многих аятах Священного Корана. Также о них упоминается в благородном хадисе, в котором приводится беседа Посланника Аллаха (с.а.с.) с Джебраилом, мир ему.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِيَ أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيداً

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (04:136),

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ وَقَالُواْ سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (02:285).

От Амира, или Абу Амира, или Абу Малика сообщается:

أَنَّ النَّبِيَّ، بَيْنَمَا هُوَ جَالِسٌ فِي مَجْلِسٍ فِيهِ أَصْحَابُهُ جَاءَهُ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَام فِي غَيْرِ صُورَتِهِ يَحْسِبُهُ رَجُلًا مِنْ الْمُسْلِمِينَ فَسَلَّمَ عَلَيْهِ فَرَدَّ عَلَيْهِ السَّلَامَ ثُمَّ وَضَعَ جِبْرِيلُ يَدَهُ عَلَى رُكْبَتَيْ النَّبِيِّ، وَقَالَ لَهُ: يَا رَسُولَ الله مَا الإسلام؟ فَقَالَ: أَنْ تُسْلِمَ وَجْهَكَ لِلَّهِ وَأَنْ تَشْهَدَ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا الله وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَتُقِيمَ الصَّلَاةَ وَتُؤْتِيَ الزَّكَاةَ. قَالَ: فَإِذَا فَعَلتُ ذَلِكَ فَقَدْ أَسْلَمْتُ؟ قَالَ: نَعَمْ، ثُمَّ قَالَ: مَا الإيمان؟ قَالَ: أَنْ تُؤْمِنَ بِالله وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَالْمَوْتِ وَالْحَيَاةِ بَعْدَ الْمَوْتِ وَالْجَنَّةِ وَالنَّارِ وَالْحِسَابِ وَالْمِيزَانِ وَالْقَدَرِ كُلِّهِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ. قَالَ: فَإِذَا فَعَلْتُ ذَلِكَ فَقَدْ آمَنْتُ؟ قَالَ: نَعَمْ، ثُمَّ قَالَ: مَا الْإِحْسَانُ يَا رَسُولَ الله؟ قَالَ: أَنْ تَعْبُدَ الله كَأَنَّكَ تَرَاهُ فَإِنَّكَ إِنْ كُنْتَ لَا تَرَاهُ فَهُوَ يَرَاكَ قَالَ: فَإِذَا فَعَلْتُ ذَلِكَ فَقَدْ أَحْسَنْتُ؟ قَالَ: نَعَمْ

«Однажды, когда Пророк (с.а.с.) находился среди своих сподвижников, к нему явился Джебраил в образе верующего человека и поприветствовал Пророка (с.а.с.). Услышав его, Пророк (с.а.с.) ответил ему приветствием. Затем Джебраил положил свои руки на колени Пророка (с.а.с.) и начал задавать вопросы:

— О Посланник Аллаха! Что значит Ислам?

— Ислам — это когда ты проявляешь покорность перед Аллахом и свидетельствуешь, что нет божества кроме Всевышнего Аллаха и что Мухаммад — Его раб и Посланник, выстаиваешь намаз и выплачиваешь закят, — ответил Пророк (с.а.с.).

— Если я сделаю всё это, буду ли я покорным (могу ли я считать себя мусульманином)? — продолжил Джебраил.

— Да, — ответил Пророк (с.а.с.).

Затем Джебраил продолжил задавать свои вопросы:

— А что значит вера?

— Это когда ты веришь в Аллаха, Судный день, ангелов, писание (Коран), пророков, смерть и жизнь после смерти, в Рай и Ад, отчёт и весы, а также в предопределение (хорошее ли это или плохое — ведает только Аллах), — ответил Пророк (с.а.с.).

— Если я приму и сделаю всё это, стану ли я верующим?

— Да, — ответил Пророк (с.а.с.)

Затем Джебраил продолжил и сказал:

— А что значит ихсан (безупречная искренность), о Посланник Аллаха (с.а.с.)?

— Это когда ты поклоняешься Аллаху, как будто видишь Его. И знай, что Он видит тебя, даже если не ты видишь Его, — ответил Пророк (с.а.с.).

— Если я буду делать так, как ты сказал, будет ли это зачтено как безупречная искренность с моей стороны?

— Да, — ответил Пророк (с.а.с.)» (хадис передал Ахмад).

Вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Судный День и предопределение, хорошее и плохое, от Всевышнего Аллаха — всё это представляет собой основные мысли исламского вероучения и является красной чертой между верой и неверием, а также зелёным светом для перехода человека из мраков невежества в свет Ислама.

Другие мысли, которые передаются категоричными по передаче и однозначными по смыслу текстами в Священном Коране и Благородной Сунне, так же входят в убеждения исламского вероучения, и человек обязан уверовать в них, чтобы быть верующим. Так, мусульманин обязан верить в Рай, Ад, в божественные качества Всевышнего Аллаха (Знающий, Милостивый и остальные наипрекраснейшие имена Аллаха) и в другие вопросы убеждений, которые доказываются категоричными по своей передаче и однозначными по своему смыслу текстами Шариата.

Только эти две категории мыслей могут и должны входить в вероучение (акъыду) мусульманина — шесть основных мыслей и всё, что подтверждается категоричными по передаче и однозначными по смыслу текстами из Корана и Сунны.

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик