Мысли, имеющие связь с вероучением (акъыдой)
Читающий Книгу Аллаха и Сунну Пророка Мухаммада ﷺ человек замечает некую третью категорию мыслей, которые можно посчитать вопросами, связанными с убеждениями, поскольку требуемая позиция в отношении мыслей, связанных с убеждениями, заключается в их принятии и признании. Как, например, вопрос, видел ли Посланник Аллаха ﷺ своего Господа во время вознесения на Седьмое небо в ночь «аль-Исра ва аль-Мирадж» или нет? Данный вопрос связан с убеждениями, т.е. с принятием этого сведения, которое подтверждается предположительными по своей передаче доказательствами и неоднозначными по своему смыслу текстами. Здесь прослеживается, как этот вопрос оказался заложником предположительности, которая заставляет мусульманина выбирать одно из двух утверждений, что должно происходить на основе принципа наибольшей вероятности (галябат аз-зон). Однако, учитывая тот факт, что Священный Коран осуждает следование предположениям в вопросах убеждений, позиция мусульманина в отношении этих мыслей заключается в их принятии и недопустимости (запретности) доведения их до уровня категоричности, поскольку позиция категоричности предусматривает признать своего оппонента неверующим, в то время как эти вопросы строятся на предположительных по своей передаче и значению текстах; следовательно, невозможно на основании предположений выносить вердикт о неверии того или иного человека!
Подобные мысли получили название «вопросы, связанные с убеждениями». Это такие вопросы, как пределы безгрешности Пророка Мухаммада ﷺ, лицезрение Господа в Судный день и другие аналогичные вопросы, которые допускают, что мнение одной из двух спорящих друг с другом сторон является правильным, а мнение другой — ошибочным. В связи с этим ни одна из этих двух сторон не имеет права (т.е. ей запрещено) обвинять в неверии противоположную сторону на основании противоречий в этих вопросах.
Нелёгкая специфика разногласия
Не всегда разногласия разрешаются с такой лёгкостью. Как мы говорили ранее, есть вопросы, где необходимо прочертить тонкую грань между одобрительным разногласием и предосудительным. Ислам не оставил без внимания эти вопросы, напротив, закрепил азбуку построения вероучения (акъыды) на основе категоричности, достоверности и доказательств, а также отклонил домыслы, сомнения и суеверия. Ислам пояснил вопросы, которые можно рассматривать и которые нельзя. Благородные сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ следовали этому методу и были защищены от разобщённости в вопросах вероучения. Ошибочность метода мутакаллимов (догматов) и неправильность метода рассмотрения некоторых вопросов возвращаются к тому человеку, который совершил ошибку, а не к Исламу и его методу.
После того, как Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот бренный мир и расширились границы Исламского Государства, мусульмане вступили в дискуссии с другими народами, вследствие чего в исламское просвещение проникло множество мнений, которые мусульмане принялись исследовать, дабы предоставить по их поводу шариатский ответ. Во время исследований и рассмотрений этих мнений в среде мусульман возникли споры, что привело к появлению различных мусульманских групп, как, например, шииты, мутазилиты, хариджиты, джабариты и другие.
Большинство сторонников этих групп, которые пытаются яростно доказать свою правоту в том или ином вопросе, не обратило внимания и проигнорировало саму природу (т.е. суть) этих мыслей, которые стали предметом разногласий. Ведут ли эти мысли к вероотступничеству или нет? Являются ли эти мысли основными, базовыми вопросами в вероучении, как, например, существование Всевышнего Аллаха, доказательство Священного Корана или категоричность пророчества Мухаммада ﷺ, истинность Ада и его наказаний? Либо они являются мыслями, допускающими разногласие, которое не ведёт к вероотступничеству, не лишая своих сторонников того имени, которым назвал их Всевышний Аллах в Священном Коране:
وَجَاهِدُوا فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ مِّلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمينَ مِن قَبْلُ وَفِي هَذَا لِيَكُونَ الرَّسُولُ شَهِيداً عَلَيْكُمْ وَتَكُونُوا شُهَدَاء عَلَى النَّاسِ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَاعْتَصِمُوا بِاللَّهِ هُوَ مَوْلَاكُمْ فَنِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرُ
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Аллах нарёк вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он — ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (22:78)?
Запретность разногласия в основах религии
Не вызывает сомнений у каждого благоразумного человека тот факт, что Господь миров запретил мусульман разногласить в основах религии, которые должны быть категорическими и несомненными. И человек в отношении них должен занять исключительно одну из двух позиций, принять или отвергнуть, верить или не верить, и не существует иного варианта. Следовательно, одна позиция ведёт к вере, а другая приводит к неверию.
Невозможно отрицать, что немало разногласий коснулось и категоричных вопросов, что привело к многочисленным обвинениям в вероотступничестве в адрес приверженцев этих мыслей. Всё же, подавляющая часть разногласий не касается тех опасных вопросов, рассмотрение которых нам запретил Ислам. Напротив, эти разногласия затронули второстепенные вопросы веры, как, например, вопрос расхождения в понимании некоторых аятов, связанных с божественными качествами.
Несмотря на то, что Ислам допустил разногласие в некоторых вышеупомянутых вопросах, тем не менее, он установил конкретные правила взаимодействия с этими вопросами, чтобы у двух возможных мнений не появилось третье мнение, которое разрушает веру в самом её основании.
Специально для центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик