Если допустить, что хадис про разделения является по некоторым своим передачам достоверным
Разбор хадиса
Во-первых, что касается приписывания «все попадут в огонь», то очевидно, что это добавление не имеет никакого основания и не сходится ни с Кораном, ни с Сунной. Если допустить достоверность этого добавления и сказать, что спасшаяся группа — это приверженцы Сунны (сунниты), то тут возникает вопрос. Разве принадлежность мусульманина к суннитам защитит его от попадания в Ад за некоторые свои грехи? Если кто-то скажет, что он войдёт в Ад, а затем выйдет, тогда можно сказать, что аналогичное положение обстоит и с шиитом, который не отступает от основных столпов исламского вероучения (акъыды), о которых мы рассказывали ранее, но при этом расходится с суннитами во второстепенных вопросах. Он войдёт в Ад за свои греховные дела, а затем Всевышний Аллах решит, куда его поселить.
Как известно в исламской религии, вердикт о неверии выносится исключительно на основании фактов и неопровержимых доказательств, т.е. на основании неверия в те вещи, которые Ислам обязал человека верить в них, или веры в те вещи, в которые Ислам предписал человеку не верить, или сомнения в основных вопросах убеждения, или совершения поступка, свидетельствующего о неверии. Если человек не совершил что-либо из вышеприведённого, то он является приверженцем Ислама, даже если его называют шиитом (имамитом), зейдитом, мутазилитом, салафитом, ашъаритом и тому подобное.
Если нет стопроцентной гарантии, что суннит, например, не войдёт в Ад за свои некоторые греховные дела в силу своей принадлежности к Сунне, а напротив — его может постигнуть то, что постигает мусульманина-шиита или мусульманина-мутазилита, а именно — наказание, прощение и вхождение в Рай с дозволения Всевышнего Аллаха, тогда утверждение о том, что шиит или мутазилит не входят в категорию спасшейся группы и попадут в Ад, не сочетается с принципиальными основами Ислам. Стало быть, нельзя выделять суннитов, шиитов или другую группу и говорить, что они являются спасшейся группой, а все остальные попадут в Ад.
Во-вторых, когда речь идёт о разделении на группы, то следует обращать внимание на следующие моменты. Если это происходит в пределах разногласия в предположительных (занний) вопросах, то это не ведёт к предосудительному расхождению на течения и группы. Исходя из этого, можно сказать, что такие группы, как исмаилиты, друзы, нусайриты, бахаиты, бабаиты и кадьяниты не разногласили и не разделились, а полностью вышли из Ислама, даже если их и упоминают некоторые, когда речь идёт о мусульманах и Исламе. И это кардинально отличается от разногласия между суннитами, шиитами, зейдитами и мутазилитами. При этом следует подчеркнуть, что данное разногласие не является поощряемым. И мутазилиты не едины вокруг одного человека в своих мыслях и убеждениях. А поэтому следует рассматривать каждого по отдельности. Например, среди шиитов есть такие группы, которые отрицают пророчество Посланника Аллаха ﷺ, говоря, что ангел Джебраил ошибся; подобные шииты не равны с шиитами 12 имамов. Некоторые крайние шииты заявляют такие высказывания о Коране, которые выводят их из Ислам. Однако это не распространено среди всех шиитов. Аналогичное положение обстоит и c суннитами, среди которых есть такие группы, которые описывают Господа в облике человека (муджассимиты) или совершают вводящие в неверие действия и тому подобное. Однако это не касается всех суннитов. А поэтому нельзя утверждать, что все сунниты, или все шииты, или все мутазилиты едины вокруг одного человека или учения одного человека.
Следовательно, хадис не говорит о том, что несунниты являются неверными, и не выносит решение о том, что несунниты попадут в Ад, как и не указывает на то, чтобы их (суннитов) называли спасшейся группой, поскольку спасшийся — это тот, кто смог спастись от огня Ада, даже если после перенесения мучительных наказаний. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что мусульмане — это те, кто уверовал в основные столпы веры и не верит в то, во что Ислам приказал не верить, кто не сомневается и не строит предположений относительно того, что было предписано им, как и не совершает вводящие в неверие действия. Именно мусульмане представляют собой спасшуюся группу, невзирая на различия в названиях.
Итого, нельзя говорить, что Ахл-юс-Сунна — это группа, или учение, или течение. Если шииты, мутазилиты, ашариты — каждый из них — является группой, то Ахл-юс-Сунна не может быть группой.
Также неправильным будет, если мутазилиты или шииты будут считать себя не из числа приверженцев Сунны (Ахл-юс-Сунна), поскольку отступление от приверженцев Сунны означает отступление от понятий Ислама и исламского образа жизни.
Как и неправильным будет, если какая-то группа мусульман будет приписывать себе статус «аль-Джамаъа», за исключением положения, если она является частью общины мусульман, находящейся под управлением одного Имама, который управляет ими в соответствии с божественным законодательством (Шариатом) на основании присяги, полученной от мусульман, добровольно давших ему власть над собой. Ведь право на власть Всевышний Аллах закрепил за народом, чтобы он претворял Его законы на земле.
Хвала Аллаху — Господу миров!
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик