19
Пт, апр

Аналогия на основе разума

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Разум ищет пути сравнения в выборе между одинаковыми или похожими положениями, поэтому он проводит аналогию (кыяс) между каждыми двумя вопросами, имеющими сходства. В то же время он проводит различие между разными положениями, то есть даёт разные решения по разным вопросам.

Это отличается от аналогии на основе Шариата, потому что Шариат часто проводит различие, несмотря на сходства, и объединяет, несмотря на множество различий. Например, Шариат проводит различие между сходствами во временах, предпочитая Ночь Предопределения (лейлят уль-кадр) над другими ночами. Он проводит различие между местами, имеющими сходства, например, предпочтение Мекки перед Мединой и предпочтение Медины перед другими городами. Шариат проводит различие между намазами в четыре ракята и намазами в три ракята с точки зрения сокращения, разрешив сокращать четырёхракятный и не разрешив сокращать трёхракятный и двухракятный. И здесь не обращается внимание на то, какие сходства замечает разум человека.

Шариат обязал совершить полное омовение (гусль) после выхода спермы, которая не считается наджасом, и всего лишь очиститься (тахара) после выхода мазий, который считается наджасом, несмотря на то, что они вышли из одного и того же места. Он определил идду для разведённой женщины в три цикла менструации, а идду для женщины, потерявшей мужа, в четыре месяца и десять дней, несмотря на одинаковое положение. Он провёл сходство между водой и землёй с точки зрения омовения, хотя вода является чистой, а земля — грязной. И он сделал убийство наказанием для женатого прелюбодея и убийцы, а также наказанием для вероотступника, несмотря на разницу между ними.

Точно так же Шариат устанавливает законы, в которых нет места разуму. Например, запрещено продавать золото за золото с надбавкой или в долг, а мужчинам запрещено носить золото и шёлк, что не касается женщин. Шариат запретил ростовщичество и разрешил торговлю, разрешил свидетельские показания неверного в вопросе завещания, но в то же время поставил условием, чтобы свидетель был мусульманином в вопросе возобновления брака с разведённой женой (риджъа).

Приводит Абу Дауд, что Али ибн Абу Талиб (р.а.) сказал: «Если бы религия основывалась на умозаключениях, то обтирать нижнюю часть кожаных носков было бы логичнее, чем верхнюю».

Всё это должна понимать группа или партия, которая работает над возобновлением исламского образа жизни. В своём просвещении она должна показать, как понимает реальность и объяснять это людям, чтобы они, в свою очередь, согласились и приняли это. Необходимо определить источники Шариата и правила усуля, принять их и обучить им членов группы, потому что процесс формирования их склада ума должен основываться на таких правилах. Это тоже считается частью просвещения группы. Точно так же необходимо принять идейное просвещение и просвещение правилами усуля, что сохранит чистоту Откровения и чистоту мысли, исключив всё, что противоречит сохранению чистоты мысли в этом смысле, например, такие правила, как: «Законы могут меняться по мере изменения времени и места», «Необходимость дозволяет запрещённое» в полном смысле этого выражения, «Ислам — гибкая и развивающаяся религия», «Где интерес, там и Шариат Аллаха».

Всё вышесказанное группа должна принять в качестве основы, которая определит её видение и понимание Шариата, прежде чем она примет шариатские законы, связанные с её деятельностью. И это нужно для того, чтобы она придерживалась Шариата в рамках принятого понимания и шла к довольству Аллаха.

По одному вопросу может встретиться множество разнящихся иджтихадов. Поэтому группа должна в спорных вопросах принять и утвердить одно мнение, основываясь на силе доказательства. Затем основа и ответвления группы станут понятны и известны для людей. Исходя из этой основы и ответвлений, группа воспитывает своих членов, опираясь на них, вступает на поле битвы и обсуждает эти идеи с людьми, заставляя их с помощью аргументов и силы убеждения принять эту основу и ответвления так же, как она сама приняла это на основе аргументов и убеждения. Она работает для достижения своей цели, основываясь на принятом, иначе потеряется идейно и будет сбита с толку в отношении метода своей деятельности.

Таким образом, исследование источников Шариата и правил усуля опережает исследование шариатских законов, связанных с изменением реальности. По мере продвижения по своему пути группа столкнётся с огромными трудностями и преградами, и если она не будет дисциплинированно следовать усулю и основе, принятыми в соответствии с силой доказательств, мы увидим, как она быстро начнёт колебаться и менять то, чему следует. Она может ввязаться в игру под названием «демократия» в борьбе с существующей системой, которая является главной проблемой и препятствием на пути призыва, под предлогом того, что есть некая основа, соответствующая этому подходу, а именно: в Исламе есть шура (совет), схожая с демократией.

Группа может начать идти в ногу с предыдущими религиями и черпать из них некоторые положения под предлогом того, что «шариаты прежних народов — это Шариат для нас». К этим изменениям могут побудить трудности, которые возникают при строгом следовании правильному шариатскому методу. Либо ты увидишь, что группа добивается изменения реальности, действуя как ассоциация, а значит, она погружается в способы, забывая о методе, либо она, вооружившись, может прибегнуть к физическим действиям, считая, что того требуют обстоятельства, хотя требование должно исходить из законов Шариата.

Утверждение усуля и источников, а затем следование установленному шариатскому методу иджтихада — это то, что привязывает группу к правильности, желаемой Аллахом, а не к тому, что диктуют реальность, обстоятельства или интерес.

Определив метод шариатского мышления, группа переходит к определению метода действий. Иначе перед ней разойдутся пути, а в таком случае Аллаху безразлично, в каком ущелье она сгинет.

После определения источников и постулатов просвещения партия или группа должна перейти к формированию этого просвещения, исходя из источников и усуля, которые она приняла.

В своём поиске источников и усуля она работает над тем, чтобы её понимание Шариата не было смешанным, и удаляет всё, что не сохраняет чистоту Откровения. Она трудится над тем, чтобы пристрастия не повлияли на понимание Шариата, а разум не взял верх над законодательством. Группа не может приступить к формированию просвещения, не изучив источники и правила усуля, на которых она будет основываться.

Исходя из вышесказанного, группа должна перейти к реальности, в которой живёт Умма, а затем изучить реальность и изучить существующие мысли, чувства и системы, чтобы выяснить, насколько люди откликаются и принимают существующие идеи и системы. В Умму вторглись идеи, которые были представлены неверными как лекарство, необходимое для того, чтобы она излечилась. Политическая власть над Уммой находится в руках сторожевых псов-правителей, которых неверный колонизатор посадил на шеи мусульман, чтобы иметь контроль над их благами и не допустить совершения мусульманами реальных действий, угрожающих его интересам и представляющих опасность для его колонизации.

Осознавая опасность организованных коллективных действий для себя, западные колонизаторы распространяют идеи, которые отвращают мусульман от групповой или партийной деятельности. С другой стороны, колонизатор работает над тем, чтобы побудить мусульман к частичным коллективным действиям, направленным на решение второстепенных проблем, таких как бедность и испорченная нравственность.

Точно так же неверный поколебал веру мусульман в то, что их религия — это единственно правильное решение проблем людей, и мусульмане отделили исламские убеждения от своей жизни. Колонизатор принудил мусульман к этому разделению и мешает работать над изменением этой реальности. Партия или группа должна глубоко и точно изучить реальность, какие в ней присутствуют мысли, чувства и системы.

Так она поймёт, на какой земле находится и какова природа этой земли, и будет знать, как по ней ходить и какие нужны инструменты и техника для удаления препятствий, а также какие нужны удобрения и материалы для восстановления её плодородия. Поэтому сначала нужно понять реальность. Это само по себе составляет важную часть просвещения группы, потому что она должна выяснить реальность для себя и разъяснять это своим членам и другим людям, чтобы все они не упускали из вида, осознавали важность и правильность предлагаемого решения.

После того, как мыслительная, политическая и социальная реальность, в которой живёт Умма, определена, группа переходит к принятию идей, мнений и шариатских законов посредством усуля, правил и шариатских источников, о которых мы говорили выше. Затем она показывает людям и своим членам путь, по которому она достигла этих идей, мнений и шариатских решений, потому что это создаст убеждение, сознательность и исламскую личность среди членов группы в концентрированной форме, и среди всей Уммы — в целом.

 

Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд

Главное меню