Интерес (масляха) — это привлечение пользы и устранение вреда. Интерес определяется либо разумом, либо Шариатом. Если определение оставлено разуму, тогда ему будет сложно определить истинный интерес, потому что разум ограничен и не может охватить сущность человека.
Он не может решить, в чём для него интерес, потому что не осознаёт реальность человека, чтобы понимать, что идёт ему на пользу, а что — во вред. Реальность человека не может знать никто, кроме Создателя. И только Создатель может точно определить интерес. Хотя человек и может предполагать, в чём польза, а в чём вред, однако он не может быть уверенным в этом. Поэтому, если определение интереса происходит на основе предположений, это чревато опасными последствиями. Например, человек думает, что вещь несёт зло, а оказывается, что в этом есть благо, которого он лишился.
Он может подумать, что вещь приносит пользу, а оказывается, что в ней — вред, и, следовательно, он причинит себе вред. Сегодня разум может судить о чём-то, что это — зло, а завтра подумает, что в этом есть польза, или может судить о чём-то, что в этом имеется интерес, а завтра усмотрит в нём вред, а ведь подобное недопустимо при вынесении решения. Это то, чем славятся рукотворные системы, которые устанавливаются людьми с желанием принести остальным пользу. Мы видим, как они постоянно меняют и вносят поправки в законы.
Развитие системы даже стало условием для решения их проблем, потому что в действительности они до сих пор не смогли вынести окончательное правильное решение о вещах и действиях. Отсюда появилось их мнение, что тот, кто не развивает свою систему, окаменел. Мусульмане тоже оказались под влиянием неверных в этом отношении. Отдалившись от правильного понимания природы Ислама, мы видим, что мусульмане для защиты себя и своей религии повторяют за врагом, принимая его образ мышления.
Только Творец способен устроить дела человека и решить его проблемы, возникающие из потребностей и инстинктов, указав на их правильное удовлетворение. Всё, что требуется — это правильное решение, применимое к реальности проблемы. А поскольку реальность человека не меняется, то решение его проблем тоже не должно меняться. Мужчина в соответствии со своей неизменной природой должен удовлетворять склонность к женщине. Мужчина и женщина неизменны как две реальности, и основа их отношений тоже должна быть неизменной. Недопустимо устанавливать систему, регулирующую отношения между мужчиной и женщиной, а затем менять или заменять её спустя некоторое время под предлогом изменения природы человека, поскольку человеческая природа не меняется.
Реальность опьяняющих напитков не изменились, так зачем же время от времени менять правила в их отношении?
Реальность азартных игр не изменились, так зачем же время от времени менять правила в их отношении?
Следовательно, развитие, гибкость и современность относятся к специфике рукотворных систем, которые не ведут к правильности. Выдуманная человеком система постоянно находится в процессе изменений, что выражает неспособность человека самостоятельно прийти к правильному порядку. Но он продолжает устанавливать порядок, неумолимо повторяя слово «развитие». Отсюда следует неправильность правила: «Законы могут меняться по мере изменения времени и места». Такое изменение неприемлемо.
Таким образом, по одному вопросу Аллах установил одно решение. Если реальность меняется, тогда меняется решение в соответствии с изменением реальности. Например, виноград считается дозволенным, но когда его реальность меняется, и он превращается в вино, тогда меняется и решение на запрет. А когда он превращается в уксус, тут следует найти другое решение по отношению к новой реальности, и этим решением будет дозволенность. Как видно, здесь не имеет значения ни место, ни время. Одна вещь не может быть запрещена в одном месте и разрешена в другом, как и не может быть запрещена в одно время и разрешена в другое. Следовательно, ни место, ни время никаким образом не влияют на шариатский закон.
Исламский Шариат содержит все законы относительно прошлых реальностей и охватывает все текущие проблемы, а также все события, которые могут произойти. Нет на земле ничего, что не имело бы шариатского решения; нет проблемы, которую не решал бы Шариат, и нет событий, на которые не было бы шариатской оценки. Исламский Шариат охватывает все поступки человека. Аллах говорит:
وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16:89). Либо на поступок есть доказательство из Корана и хадиса непосредственно, либо в этих двух источниках есть указание на иллят (мотивацию), согласно которому следует принять закон. Тогда должно следовать указание на сам иллят (мотив), который содержится в шариатском тексте, то есть на шариатскую причину, а не на разумную. И здесь возникает нужда в разъяснении разницы между проведением аналогии (кыяс) на основе разума и на основе Шариата.
Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд