Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основная и второстепенные проблемы человека
Часть 13
Третье: после совершения поступка человека не оставляет в покое вопрос «зачем?»
Ответ на возникающий вопрос «зачем?» тесно связан с одним из вопросов основной проблемы человека в жизни, а именно: «Что нас ждёт после смерти?», — нахождение ответа на который определяет образ поведения человека в жизни. Все люди будут возвращены к Аллаху, Который спросит их за совершённые ими в жизни дела — таков ответ мусульман. Отсюда получается, что человек крепко связан с тем, что ожидает его после смерти. Так же неизбежно связаны само удовлетворение инстинктов и органических потребностей с целью их удовлетворения. Эта цель, в свою очередь, определена главной целью в жизни человека и связана с нашим вопросом «зачем?». Если цель удовлетворения не будет связана с основной проблемой человека в жизни или с тем, что ожидает его после смерти, то теряется какой-либо смысл в самом удовлетворении. За каждым удовлетворением инстинкта и органической потребности человека не будет оставлять в покое вопрос «зачем?». Вследствие этого он потеряет вкус к жизни и впадёт в отчаяние, потому что ожидаемое от совершённых дел было чем-то другим, нежели достигнутое человеком в результате обычного удовлетворения. Каждый раз, удовлетворяя свою потребность или достигая какой-либо цели, человек не будет видеть смысла; вследствие этого, несмотря на достижение удовлетворения, чувство печали начнёт одолевать его.
Всё же, каким образом получать наслаждение от удовлетворения своей природы, не теряя вкуса к жизни, и достигнуть желаемого?
Единственный путь — это найти разумный ответ на один из вопросов главной проблемы человека в жизни, а именно: «Что ожидает человека после смерти?».
Единственно правильный ответ на этот вопрос кроется в пятом столпе исламской веры — вере в Судный день, в совершении человеком поступков с учётом этого обстоятельства. Если имеет место эта вера, то будет уместным следующее кораническое предостережение:
وَأَنذِرْ بِهِ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَن يُحْشَرُواْ إِلَى رَبِّهِمْ لَيْسَ لَهُم مِّن دُونِهِ وَلِيٌّ وَلاَ شَفِيعٌ لَّعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ
«Предостерегай им тех, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Быть может, они устрашатся!» (6:51).
Те, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом в Судный день — их покровителем и заступником будет Аллах. Они надеются на милость Аллаха и боятся Его наказания, они станут подчиняться приказам Аллаха и, вероятно, окажутся богобоязненными, как на это указывает концовка аята. Другими словами, богобоязненность — это плод страха перед Судным днём, который воплощается в совершении приказов Аллаха и отстранении от Его запретов.
Всевышний Аллах в Коране привёл примеры того, как некоторые прежние народы были наказаны в этой жизни в качестве напоминания тем, кто страшится Судного дня:
إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لِّمَنْ خَافَ عَذَابَ الآخِرَةِ ذَلِكَ يَوْمٌ مَّجْمُوعٌ لَّهُ النَّاسُ وَذَلِكَ يَوْمٌ مَّشْهُودٌ
«Воистину, в этом — знамение для тех, кто страшится мучений в Последней жизни. Это будет день, когда будут собраны люди. Это будет день, когда все будут присутствовать» (11:103).
Кто страшится наказаний Судного дня, тот извлекает урок из того, что происходило с прежними народами, и он не будет наказан ни в этой, ни в Последующей жизнях. Он не станет ослушаться Аллаха, как это делали прежние народы, считая лжецами пророков (а.с.) Аллаха.
Таким образом, человека после совершения им целенаправленных поступков перестаёт беспокоить вопрос «зачем?», а его радость не переходит в страдание. Почему?
Вера в Судный день и всё, что с ней связано, как Воскрешение, отчёт перед Всевышним, последующие награда или наказание — всё это предоставляет человеку ответ на вопрос «зачем я совершаю свои поступки?». Он осознаёт, что есть приказы, которые необходимо выполнять, и запреты, которых нужно сторониться. Выполняя приказы и сторонясь запретного, он не будет опечален, потому что, поступая правильно, он надеется на вознаграждение в Судный день и на довольство Аллаха. Это будет продолжаться до тех пор, пока он держит себя в рамках, установленных Аллахом. Всевышний Аллах говорит:
بَلَى مَنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لِلّهِ وَهُوَ مُحْسِنٌ فَلَهُ أَجْرُهُ عِندَ رَبِّهِ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
«О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:112).
Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду в Судный день. Он не познает страха и не будет опечален как в этой, так и в Следующей жизни. Всевышний Аллах говорит:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
«Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:277).
Есть ещё десятки аятов, где Аллах обещает награду для тех, которые уверовали и вершили праведные деяния. Они не познают страха и не будут опечалены.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
12 Джумада аль-уля 1438 г.х.
09.02.2017 г.