1. Если мужчина умышлено убивает женщину, то закон шариата относительно этого следующий:
Надо убить убийцу или опекуны убитого прощают убийцу и берут откуп (дию), или прощают убийцу и не берут дию. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если у кого-то убили родного, то у него есть выбор, либо взять дию, либо убить". Также передает Ибн Маджа от Абу Шурайха аль-Хузаий, который сказал: «Сказал Посланник Аллаха: "Если кого-то убили или ранили, то у его родных есть три выбора, а если они захотят что-то четвертое, то остановите их. (Они могут) убить, простить или взять дию, а кто отказался от своего выбора, после того как он исполнился, то он в вечном огне гиены".
2. Если убийца умер до того, как его казнили, то в этом вопросе есть расхождение ученых:
Абу Ханифа и Малик считают, что в таком положении, и дия и къасас (наказание) снимаются.
Ибн Ханбал считает, что дию надо давать из денег, которые он оставил. Аш-Шафи считает, что дия остается фардом.
Я считаю, дию надо давать из его денег, которые он оставил после смерти, и это в соответствии с предыдущими хадисами, которые передал Аль-Бухари и Абу Давуд. Поэтому, если убийца умер, и опекуны убитого не простили дию, то давать ее фард.
3. Относительно аварии, была ли она умышленной или нет, то это определяется из реальности самой аварии: была ли авария из-за технической ошибки или умышленной. А то, что водитель был пьяным, то это не освобождает его от наказания. Если пьяный совершает убийство умышленно, то надо его казнить. А если он убил из-за технической ошибки, то он убил по ошибке, и тогда он дает только дию и его не казнят. Отношение к пьяному такое же, как и к трезвому.
4. Если водитель умер, и авария была умышленной, то ответ такой же, как и в пункте (2). Если же авария была по ошибке, то дию должна дать семья водителя, то есть его родственники, которые не являются наследниками: его двоюродные братья и т.д., и они плотят дию, несмотря на то, что водитель умер или нет, то есть дия не аннулируется со смертью водителя, но она аннулируется, если родные погибшей простят убийцу.
В любом случае никого из семьи убийцы не убивают. Но если убийство было преднамеренно, то убивают только убийцу, а если он умер, до того как его наказали, то никого с его семьи не убивают, но они обязаны платить дию. А что касается убийства по ошибке, то в этом случае вообще нет кьасаса, а есть только дия, несмотря на то, умер обвиняемый или нет. Таким образом, ваджибом здесь является дия, а не кьасас.
5. Что касается попечительства сироты (13-ти летнего ребенка) то, тратится на него из его денег или из денег дия. А если он нуждается в опекуне, то за опекунство сироты есть великое вознаграждение. Посланник ﷺ сказал: "Я и опекун сироты в раю вот так (и показал указательным и средним пальцем, раздвинув их немножко)". Приводит Аль-Бухари.
6. Сума дийи за мужчину и женщину одинаковая, и это наше мнение, то есть дия любого мусульманина не отличается, если это мужчина или женщина.
Дия в золоте = 1000 золотых динаров, то есть 4250 грамм золота, так как динар 4,25 гр. Дия серебром = 12000 серебряных дирхамом, то есть 35700 грамм серебра, так как один дирхам = 2,975 грамм.
Доказательство этому являются слова Посланника Аллаха ﷺ, переданные Амром Ибн Хазмом: "Обладатели золота должны 1000 динаров", приводит ан-Насаий. Так же хадис Ибн Аббаса: "Во время Посланника Аллаха один человек убил другого и Пророк определил ему дию в 12000 (то есть дирхамов)". Приводит ан-Насаий.
В бумажных валютах дия оценивается стоимостью упомянутого золота или серебра. Но я предпочитаю брать минимальную стоимость в непреднамеренном убийстве, то есть в весе граммов серебра, а в преднамеренном убийстве брать максимальную стоимость, то есть в золоте.
27/06/2006