21
Чт, нояб

Иранский кризис

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Известно, что Иран проводил ядерные исследования еще со времен королевской системы правления, что имело свое продолжение и в то время, когда Иран стал республикой.

Таким образом, все шло спокойно своим чередом, даже когда в 2003 году было объявлено о добыче урана, и о проводимых исследованиях во время Хатами, и до него во время Рафсанджани. Во всем вышесказанном имели место только лишь прения и переговоры, без накаливания ситуации. Однако уже при правлении Ахмади Неджада кризис начал обостряться так, что вопрос перешел от Международного агентства к Совету Безопасности ООП, и до сих пор продолжает усугубляться. Можно ли. исходя из этого, сказать, что усиление кризиса не связано с ядерными исследованиями как таковыми, а все дело заключается в том, что просто президент республики стал, по их мнению «действовать в своем отличительном стиле» в Иране, и то, что проводимая его предшественниками политика, совпадающая с американскими интересами, как это происходило во время оккупации Афганистана и Ирака, уже нынешним главой Неджадом не воспринимается? Далее, направлен ли кризис в сторону столкновения, и что американская атака по ядерным точкам в Иране не за горами, как об этом пишут некоторые газеты, или же до атаки еще далеко, и кризис все-таки можно избежать, придя к какому-нибудь компромиссному решению? Затем, что можно сказать насчет применения санкций Советом Безопасности против Ирана, как об этом, угрожая, заявляет Америка?

Ответ: Для того чтобы иметь ясную картину сложившегося положения, стоит напомнить о следующем:

1) В 1968 году па свет появился договор о нераспространении ядерного оружия (NPT). И уже в 1970 году Иран и еще 185 стран подписали этот договор. Во время правления Шаха. Иран возобновил своп действия в ядерной сфере, сотрудничая с некоторыми немецкими и французскими кампаниями. Иран купил 15% акций французской компании «Euro - Dill», которая считается самой большой компанией по производству урана в мире. Однако после иранской революции в 1979 году практически все проекты в этом отношении были закрыты, и Францию лишили ее права. Как заявлял Али Лариджани: «После исламской революции в Иране французская компания «Euro — DiiT» и немецких компания «Siemens» перестали соблюдать договора, которые они подписали с Ираном в отношении атомной промышленности».

В 1995 году Иран возобновил свою деятельность в атомной сфере, после того как Хомейни приостановил все ядерные программы Ирана в 1979 году во время своей революции. Затем этот проект был возобновлен по настоянию Рафсанджани, и в 1995 году был подписан договор Москвой, о сотрудничестве между Ираном и Россией в отношении ядерной промышленности.

Ядерные исследования Ирана были успешно завершены, когда реформаторы, склонные к Западу, находились в правлении 1997 - 2005 года, правительства Хатами, они смогли несколько раз подряд одержать победу на выборах в то время. Однако после начала противостояния в Ираке, летом 2003 года, иранские оппозиционеры раскрыли некоторые действия в ядерной промышленности, а гак же некоторые иранские организации, которые были скрыты от инспекции международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На этом основании Мухаммад аль-Барадеи. глава атомного агентства ООН, подготовив доклад о ядерной программе Ирана. предоставил его МАГАТЭ. Таким образом, иранский атомный кризис начал раздуваться. В связи с этим начались переговоры вокруг ядерной программы Ирана между Ираном и так называемой европейской «ядерной тройкой» (Великобритания, Германия и Франция), а так же Россией и Китаем. Это стало причиной подписания Ираном документа в период правления Хатами, а точнее 25 октября 2003 г., называемого дополнительным протоколом к договору о нераспространении ядерного оружия, в котором оговаривается допустимость проведения немедленных расследований со стороны агентства.

«Bushahr». «Natanz» и «Asfhan» эти три основные предприятия и стали предметом спора, в отношении двух из которых. «Natanz» и «Aslhan», до сих пор не найдено никакого решения. А конфликт с третьим предприятием «Bushar». которое было построено Россией, решился путем договора, заключенного 25.02.2005 г. между Россией и Ираном. По все-таки кризис продолжал вынужденно расти, иногда обостряясь, а иногда утихая.

После избраним президентом Ирана Махмуда Ахмади Педжада. с каждым разом еще больше стали усиливаться опасения и интерес международного сообщества. Ко всему прочему еще и то, что Иран заново начал обогащать уран в «Asfhan» в августе 2005 года, привело к остановке ирано-европейских переговоров по ядерной проблеме. Из-за оказываемого давления на Иран, было временно прекращено обогащение урана. После чего Иран, упорно настаивая на своем, начал обогащать уран, но уже па своей территории. Это сразу же подтолкнуло МАГАТЭ к вынесению решения от 25.09.2005 г., где указывается о немедленном предоставлении Ираном «досье» в Совет Безопасности, подчиняясь принимаемым условиям. Однако Россия, не желающая того, чтобы Иран предоставлял «досье» в Совбез ООН, заявила до собрания МАГАТЭ 24 ноября 2005 года, что она сделает Ирану новые предложения. После этого Россия оповестила Иран о своем предложении, в довольно гаки опасном послании в сентябре 2005 года. Л потом она сделала это еще раз через делегацию, возглавляемую помощником министра иностранных дел России. которая посетила Тегеран в январе 2006 года. Этим предложением России было создание совместного предприятия (СП) по обогащению урана на территории России, однако затем российской стороной 10 января 2006 г. было заявлено, что Иран отказался от такого предложения.

В это время европейская «ядерная тройка» призвала МАГАТЭ провести срочное заседание. 2-3 февраля 2006 г., чтобы рассмотреть иранское ядерное досье. В это же время некий Гулям Риза Ансари - посол Ирана в России - заявил, что «предложение России о создании СП предоставляет хороший потенциал для решения иранской ядерной проблемы». С другой же стороны сам Иран заявил, что он готов отослать свое ядерное «досье» в Совет Безопасности, и что скоро Иран выйдет из договора о нераспространении ядерного оружия, выдворит инспекторов МАГАТЭ из своей страны и установит определенные рамки в сотрудничестве с этой агентурой. Так же Иран будет продолжать настойчиво добиваться своего права использовать атомную энергию в мирных целях, обогащая уран на своей территории. Несмотря на то, что иранское ядерное досье отправили в Совет Безопасности ООП. решение сессии Совета управляющих МАГАТЭ 11.02.2006г.. большинством голосов, 27 из 35 существующих, где всего три страны (Куба. Сирия. Венесуэла) возразили, и пять государств (Алжир. Белоруссия. Индонезия. Ливия и Юг. Африки) воздержались, было вынесено в пользу Ирана. Однако, несмотря на все это. Иран не вышел из договора о нераспространении ядерного оружия, не выдворил инспекторов агентства и не установил рамки в сотрудничестве с МАГАТЭ, а ограничился только заявлением о том. что дополнительный протокол к договору о нераспространении ядерного оружия теперь не имеет к Ирану никакого отношения, т.к. иранский парламент не одобрил этот договор. Он уже осуществился в происходящей реалии, к тому же его отмена приведет к запрету проведения полной немедленной ревизии. После чего последовало устранение всех специальных оборудований для контроля, были сняты видеокамеры с производственных предприятий атомной энергетики, и т.д. По все-таки Иран оставил открытыми двери для проверок и позволил проводить их. кроме полной немедленной ревизии, т.е. то. что дозволяется в рамках расследования.

В то время когда европейская «ядерная тройка» была занята ведением переговоров с Ираном и нахождением выхода из сложившейся проблемной ситуации, Америка, страна, играющая в этом основную роль, старалась оттянуть решение проблемы на как можно долгие сроки, при этом, демонстрируя, что она поддерживает европейский взгляд решения проблемы. Американские ответственные лица каждый раз. когда европейские переговоры с Ираном склонялись к мягкому компромиссу, делали свои заявления, за которыми скрывались угрозы в том. что все решения в этом вопросе подвержены образованию напряженной ситуации. Даже когда европейская «ядерная тройка» в побуждениях выразила благонадежное спокойствие к Ирану, Райе заявила об обратном и грозилась принятием санкций. Утверждая подобное она прекрасно понимает, что санкции повлияют в большей степени на Европу, так как она имеет экономические интересы с Ираном, также повлияет и на Китай, азиатскую сторону в переговорах, а это по причине существования связей ядерной России с Ираном и Китайских нефтяных взаимоотношений с Ираном, ко всему прочему существует еще и тот фактор, что большая половина экономики европейских стран держимся на нефти Ближнего Востока.

Америка смогла затянуть Европу в то, чтобы она занялась ядерной проблемой Ирана, тогда как сама Америка в этом непосредственного участия не принимает, пользуясь тем доводом, что у нее нет официальных дипломатических отношений с Ираном, а по сути этого и не требуется, если имеешь своего представителя в Тегеране. Это подтверждает положительный ответ Америки иранскому призыву, сесть за стол переговоров в отношении Ирака. Америка от тою. что сама непосредственно не лезет в переговоры и держится в стороне, якобы не вмешиваясь, хочет перекинуть и занять этой темой Европу, и что бы она (Америка), спокойно оставаясь в стороне. оградила себя от атмосферы переговоров, тем самым ей будет легко каким-либо заявлением отсрочить или затруднить любое принимаемое решение проблемы или разжечь какую-нибудь определенную тему.

Америка хочет добиться от иранской проблемы, чтобы эта страна стала «пороховой бочкой» в регионе, и Иран, и европейская «ядерная тройка» прекрасно понимают, что любое решение, в котором будет достигнуто соглашение в отношении Ирана, должно иметь согласованность с Америкой, чтобы оно осуществилось. Именно Америка является тем действенным фактором в сложившейся проблеме, но вместе с тем она продолжает следить за ходом переговоров со стороны, не принимая в этом участие, для того чтобы возможность охлаждения накаленной проблемы продолжала оставаться только в ее руках.

Следящий за происходящими событиями в данном вопросе может заметить следующее:

1) Иран никогда не нарушал принятое соглашение о нераспространении ядерного оружия. наоборот, он полностью сотрудничал с МАГАТЭ:

- 81 член МАГАТЭ, одним из которых является Америка, не подписались под дополнительным протоколом к договору о нераспространении ядерного оружия, в то время как Иран сделал это добровольно. Иран своими действиями осуществил все требования МАГАТЭ и не ограничился при этом только заявлениями на бумагах, как это сделали другие страны. Иран подготовил полный доклад о своей ядерной программе, состоящей из 1300 страниц, и вручил его инспекторам МАГАТЭ. Он позволил инспекторам МАГАТЭ встретиться с учеными и компетентными людьми. связанными с атомной энергетикой. Иран открыл свои военные базы для проведения проверок. Иран использовал каждый повод для заверения в том, что его ядерная программа является мирной и направлена исключительно на удовлетворение растущих потребностей страны в энергии, исключая при этом производство ядерного оружия. В прошлом году Иран остановил всю свою деятельность в ядерной сфере, в то время как расследования все еще продолжались, также Иран добровольно прекратил производство запасных деталей и остановил работу атомных предприятий Asfhan и Natanz, и вдобавок еще работу всех своих оставшихся атомных центров.

- Иран заявил, что обогащение урана осуществляется только в рамках мирных целей и задач, под наблюдением МАГАТЭ. Любое решение, принимаемое Совбезом ООН, невозможно, чтобы воспринималось в форме введения ощутимых экономических санкций, так как от этого могут пострадать Россия. Китай, и европейская «ядерная тройка» больше, чем сама Америка и даже Иран. Следовательно, говоря о введении в отношении Ирана жестких санкций, можно сказать, что этого не произойдет, потому что против такого решения встанут вышеперечисленные заинтересованные страны. Любое возможное применение силовых санкций против Тегерана, что маловероятно, т.к. против этого будут Россия и Китай, станет очень затруднительным для Америки положением, потому что она уже сейчас находится действительно в очень тяжелом для себя положении в Ираке и Афганистане. Да и потом, в этом году будут проводиться частичные выборы в конгресс.

4) Израильский фактор, который и является основным стимулятором, для того чтобы Америка применила силовые методы против иранской ядерной деятельности, что в свою очередь происходит из-за существующей крепкой связи между неоконсерваторами в Америке с одной стороны и еврейским государством в Палестине с другой, па сегодняшний день не соответствует нынешнему положению Америки, чтобы она в свою очередь послушав Израиль, ответила военной агрессией против Ирана.

5) Исходя из этого, вероятнее всего Америка будет работать над обострением проблемы в переговорах между европейской «ядерной тройкой» и Ираном, а затем над их провалом, тем самым, стараясь заработать следующие три дивиденда:

Первый заключается в том. чтобы иметь па руках довод для образования баз для своих ракет в самой Европе и увеличить их количество вокруг Черного моря и Кавказскою региона. Наличие явных происшествий свидетельствуют об пом, из них проект переправки натовских сил через Черное море, образование трех новых военных баз на территории Болгарии, и базы для ожидаемых ракет в Польше и Чехии.

Второй - держать регион Персидского залива в напряженном состоянии, которое затем сможет использовать Америка, при помощи постоянного нахождения на месте своих военных баз. и если потребуется образование большего их количества, под предлогом существования кризисной ситуации.

Третий предоставление всему миру такой картины, что только Америка держит в руках вес нити управления сложившейся проблемы, и для того чтобы она действительно решилась, возможное ведение переговоров Ираном может быть только с США, что в последствии ведет к налаживанию открытых взаимоотношений Америки с Ираном.

Ожидается, что будут активизироваться действия в пом направлении в полной мере или частично, что зависит от приближения срока выборов в конгресс в ноябре 2006 года. i.e. склонные к кризисной обстановке личности, после того как она достигнет своего апогея, начнут остужать положение с каждым разом по мере приближения срока выборов.

6) Уже начали проявляться некоторые признаки решения проблемы через ирано-американское сближение в сторону переговоров:

Госсекретарь Америки, Кондолиза Раис, в прошлую среду, 10.05.2006, сказала: «Учитывая несогласие России и Китая с введением санкций против Ирана, американское правительство решило дать отсрочку (несколько недель), до того как Америка возобновит свое давление ради вынесения обязывающего решения Советом Безопасности ООН».

Затем послание Ахмади Неджада, намекающее на призыв иранской стороной встретиться с американской.

Заявление Кофи Лпнана о необходимости ведения прямых двусторонних переговоров между Ираном и Америкой.

И то, что передали на сегодняшний день, 24.05.2006, в газете Вашингтон Пост от Сайда Диласа, бывшего ответственного лица в иранском правительстве, что ответственные липа высшего уровня призвали некоторых посредников облегчить ведение прямого диалога с Вашит юном. Это происходит в то время, когда сегодня должно пройти собрание в Лондоне между постоянными членами Совбеза ООН и Германией по обсуждению ядерной проблемы Ирана.

Все это показывает, что дела движутся именно в этом направлении.

Что же касается Ахмади Неджада, то этот человек отличается от своих бывших предшественников (Рафсапджани и Хатами) тем, что он переполнен чувствами в отношении некоторых сторон Ислама. Fvro полностью охватила мысль о возвращении Махди, об этом он говорит на всех своих заседаниях, даже когда он сделал свое первое обращение в ноябре 2005 тола перед общим Советом ООН. он упомянул об ном. Ахмади питает глубокое уважение к Аятолле Мухаммеду Наджи Мисбах Езди, мысли которого он также разделяет. Это сильно влияет на Неджада. на его заявления и поведение. Однако он все-таки не выходит за рамки общей политики во внутренней системе правления Ирана. Говоря подробней, его права как главы государства ограничены и не позволяют ему осуществлять какие-либо изменения, даже если он этого захотел бы. наоборот, за каждым его заявлением следует критика со стороны структур действующею режима, например:

От 17.11.2005 года газета «аль-Кудс аль-Арабия» передает: «Рафсаджани осуждает политику зачистки, которую проводит Ахмади Неджад с другой стороны один Акбар Хашимий Рафсаджани, тоже осудил одного из правительственных личностей Ирана, вчера в среду, за проводимую политику зачистки, которую ведет глава правительства Махмуд Ахмади Неджад. Резко раскритиковав подобное, говоря, что это служит целям врагов Ирана. Так же бывшим главой Ирана Рафсаджани, заявление которого передали официальные СМИ, было сказано, что некоторыми на сегодняшний день личностями проводится политика изменения уже ранее принятого порядка, что можно назвать политикой зачистки. Они уже начали отдалять от общих дел квалифицированных личностей. Тем самым Рафсаджани становится первым ответственным лицом, открыто критикующим принятую политику Ахмади Неждада. с того времени как он стал главой страны в августе месяце. Рафсаджани, он же являлся главным оппозиционером Ахмади Неджада на последних президентских выборах, так же сказал, что те самые люди пятнают репутацию других, в то время как мы сами им позволяем это делать, а они еще пересматривают и так сложно приобретенный порядок и революцию».

В таком же смысле, 18.11.2005г., передала газета «аль-Хаят».

Так же об этом было опубликовано в газете «аль-Кана», 11.02.2006 на ее Интернет странице.

Иранское студенческое информационное агентство Иена в четверг упомянуло о том, что один из бывших высоких лиц, ведущих переговоры по иранской ядерной программе. Хасан Равхани, предостерег главу Махмуда Ахмади Неджада о возможной международной изоляции в отношении Ирана, по причине постоянных прений насчет его ядерной программы. Равхани, отвечая на вопрос информационного агентства о его мнении в отношении проводимой ядерной политики страны, сказал следующее: «Мы должны использовать всевозможный национальный потенциал, чтобы не изолировать самих себя. Невозможно осуществить поставленные нами задачи постоянно повторяющимися лозунгами и следованием одной простой стратегии». В прошлом Равхани занимал должность секретаря национального Совета Безопасности и возглавляй делегацию по ядерному вопросу, когда еще у власти находился Мухаммад Хатами. Однако уже под управлением Ахмади Неджада. пришедшего к власти после Хатами. Равхани сам отказался работать с последним. Равхани так же сказал: «Те люди, кто ударился в международные дела. должны быть предельно внимательны и не должны позволять себе совершить даже малейшей ошибки». Гак же до него бывший глава иранского правительства Али Акбар Хашимий Рафсаджани предостерег, па прошлой неделе, правительство Ахмади Неджада от того, чтобы ядерная проблема не вышла из под контроля.

После заявлений Ахмади Неджада о том, что «Обязанностью всех, кто находится на земном шаре, является уничтожение Израиля», что значит обязанность возлагается на всех мусульман в том числе и па Иран в первую очередь, один из высоких иранских правительственных ответственных делает следующее заявление, как бы поправляя оговорку Ахмади: «Палестина должна покончить с существованием масонского режима», таким образом, он отвел возлагаемую ответственность от остальных.
По этой причине, если даже Ахмади и отличается от своих предшественников своей пламенной эмоциональностью и близостью к незапачканным умеренным мусульманам, но все же в отношении ведения общей политики в международных делах он остается зависимым от режима.

Конечно же, будет вернее сказать, что Америка «предпочитает» видеть у престола Рафсаджани или Хатами вместо Ахмади Неджада, однако разница в том, кто именно будет главой Ирана, не означает, что кто-то станет обладать большими полномочиями, что бы он мог в последствии осуществить какого-либо рода реформы в стране, путем изменения государственной общеполитической направленности, так как все-таки полномочия главы страны остаются весьма ограниченными.
Поэтому можно сказать, что ядерная программа не связана с личностью Неджада и ею присутствием в правлении страной. Эта проблема скорее связана с интересами вмешивающихся стран, во главе которых стоит Америка и ЕС, а затем Россия и Китай, все эти страны решают данную проблему, учитывая только свои интересы и имеющееся у них влияние на регион.

Заключение:

1) Ахмади Неджад - человек, которого охватывают глубокие чувства к части того, в чем он убежден из Ислама, а в частности в отношении возвращения Махди, что его полностью охватило и он об этом везде заявляет и так же строит на этом свое поведение. По все-таки он ничем не отличатся от Рафсаджани и Хатами в проведении общенациональной политики, так как полномочия главы страны в проведении реформ очень ограничены, в соответствии с государственным законодательством.

2) Иран не нарушал договора о нераспространении ядерного оружия, наоборот, он постоянно держит открытыми двери для инспекторов, и претворяет он этот договор, как никто другой. Так же обогащение Ираном урана происходит в незначительном количестве, что является недостаточным для производства ядерного оружия, так же учитывая тот фактор, что Иран постоянно заверяет в том, что использование атомной энергии предусмотрено исключительно в мирных целях и под присмотром МАГАТЭ.

Истинной причиной обострения проблемы и затруднений в ведении переговоров между Ираном и европейской «ядерной тройкой» для решения проблемы является Америка, которая стремится осуществить следующие цели:

а) озадачить Европу в плане собственной безопасности, чтобы затем иметь повод для Америки создать для своих ракет новые базы в Европе;

б) нахождение стран Персидского залива в напряженном состоянии позволяет Америке постоянно гам находиться;

в) предоставление международной и на местном уровне картины о том. что возможность охлаждения накаленной проблемы находится только в ее руках, для того чтобы после проявления неспособности европейцев решить данную задачу, решение проблемы перешло к Америке путем создания открытой атмосферы переговоров с Ираном и налаживания с ним отношений.

Ожидается, что действия в этом направлении будут активизироваться, в полной мере или частично, ближе к срокам выборов в конгресс, к концу этого года.

На основании вышеизложенного представляется маловероятным то, чтобы Америка

ответила еврейскому фактору, оказывающему давление на неоконсерваторов, несмотря на крепкую связь последних с евреями. Вероятность согласия Америки на предложение ударить по ядерным предприятиям является очень слабой. Америка будет стараться работать, для того чтобы успокоить евреев тем что она наложит ограничения, посредством ведения переговоров, на обогащение урана в определенном количестве, что в свою очередь делает невозможным производство оружия массового уничтожения. Также она постарается добиться то чтобы обогащение определенное время проводилось за границами Ирана, прежде чем его перевезут в Иран, что будет осуществляться под жестким контролем МАГАТЭ. Ко всему прочему еть обещание Америки вражескому государству защитить его и если потребуется, применяя оружие массового поражения.

Передача «иранского досье» Совету Безопасности ООН не предполагает наложения ощутимых санкций по Ирану, потому что в основном кто пострадает, это Россия. ЕС и Китай, что заставляет их противиться такому решению, в применении жестких санкций, если только санкции будут незначительными в том плане, что не навредят интересам тех стран. Что касается принятия решения Совбеза ООН о применении силовых санкций или применении военных действий, то подобное не представляется вообразимым, по причине вышеуказанной сложившейся обстановки вокруг заинтересованных стран.

26 рабиу аль-авваль 1427
24.05.2006