Вопрос: В книге «Социальная система» в теме «Смотреть на женщину» пишется, что тому, кто желает заключить брак с женщиной, разрешается смотреть на неё, но запрещено уединяться с ней. Приводится хадис от Джабира: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا خَطَبَ أَحَدُكُمْ اَلْمَرْأَةَ فَإِنِ اسْتَطَاعَ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى نِكَاحِهَا فَلْيَفْعَلْ
«Когда кто-нибудь из вас посватается к женщине, то, если сможет, пусть посмотрит на то, что побуждает его к женитьбе на ней» (вывел аль-Хаким, сказав, что хадис достоверный по условиям Муслима).
Также далее по тексту в книге приводится, что для верующих является ваджибом опускать свои взоры, но исключением являются женихи. Ведь они не обязаны опускать свои взоры, когда смотрят на тех, к кому намерены свататься.
Отсюда возникают вопросы: о ком именно идёт речь под выражением «жених»? Им является тот, кто только намеревается посвататься, или тот, кто уже засватал девушку? Если же имеется в виду тот, кто только намерен посвататься, означает ли это, что он может смотреть то на одну, то на другую, пока не определится со своим выбором? Или же речь идёт о взгляде на одну определённую девушку?
Ответ:
В арабском языке, если частица إِذَا упоминается вместе с глаголом прошедшего времени, то она означает как положение до начала действия, так и само действие.
Другими словами, это относится к двум положениям — процесс действия и период до начала действия, — если только не пришла къарина (посыл), указывающая только на одно из этих положений. Как, например:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ
«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6).
Здесь выражение إِذَا قُمْتُمْ («когда вы встаёте») означает, что когда вы желаете совершить намаз, то должны отправиться для совершения вуду (малого омовения). Здесь нет указания на период совершения действия, а именно — когда совершается намаз, т.к. к вуду преступают перед намазом, а не в процессе совершения намаза.
Учитывая вышесказанное, выражение إِذَا خَطَبَ أَحَدُكُمْ («когда кто-нибудь из вас сватает») охватывает как фактическое сватовство, так и потенциальное (намерение пойти свататься).
Желания можно отнести к действию, если имеет место серьёзность в намерении совершить его. В противном случае на одно лишь желание не распространяется хукм самого действия. Вот почему большинство учёных (маликиты, шафииты, ханбалиты) сказало, что человек может смотреть на женщину, если имеет серьёзное намерение посвататься к ней, или открыто надеется на её ответ, или знает, что она примет его предложение, или он склоняется к тому, что будет дан положительный ответ. Только ханафиты поставили лишь одно условие: намерение сделать предложение женщине.
Подводя итоги:
Разрешается смотреть на женщину только тому, кто находится в статусе фактического или потенциального жениха. Потенциальный жених — это тот, кто имеет серьёзные намерения посвататься к определённой девушке с целью жениться на ней. Но никак не тот, кто смотрит на всех подряд с целью выбрать кого-нибудь. Причина этого заключается в том, что выражениеإِذَا خَطَبَ أَحَدُكُمْ («когда кто-нибудь из вас сватает»), касается человека, который фактически или потенциально намерен посвататься к девушке.
Но никак не того, кто просто перебирает глазами девушек без серьёзных намерений посвататься. Однако намерения человека известны лишь Одному Аллаху, и нужно помнить, что ничего не скроется от Него. Поэтому, если человек смотрит на женщину без серьёзных намерений жениться, то он будет спрошен за это в Судный день. А Аллах суров в наказании!
9 Рабиъ ус-сани 1430 г.х.
04.04.2009 г.