Вопрос: Дозволено ли работать адвокатом в уголовном процессе? В нашей стране есть человек, которого считают одним из лучших и известных адвокатов в уголовных процессах. Его приглашают на телевидение из-за имеющейся у него репутации. Очень часто он выступает в качестве защитника угнетённых людей.
Поэтому здесь братья спрашивают: дозволена ли подобная работа по Шариату? Распространяется ли шариатский хукм в отношении государственного обвинителя (прокурора) и на адвоката в уголовном процессе? Также иногда адвокат знает о правоте своего клиента, но в силу причин и сложностей для вынесения справедливого судебного решения остаётся единственный выход — дать взятку. Дозволено ли дать взятку, если целью этого действия является восстановить права угнетённого?
Ответ:
Что касается работы адвоката:
1) Запрещено участвовать в уголовном процессе в качестве прокурора, поскольку эта функция заключается в выражении позиции власти с точки зрения закона и обвинения. До тех пор, пока государство не претворяет Ислам в жизни общества, недопустимо представлять его интересы. Поэтому в работе прокурора нет оправданий, более того — это харам.
2) Допустимо в уголовном процессе быть адвокатом, защищать пострадавшую сторону при условии, что его деятельность ограничена оказанием помощи угнетённым и восстановлением тех прав, которые предоставил Шариат. Что касается деятельности с целью восстановления прав, предусмотренных светским законом, то это запрещено.
Например, Ислам требует защищать человека, которого преследуют за слова истины, и если такого осудили, то необходимо заняться его освобождением. Именно поэтому ваджибом является оказание помощи неправомерно осуждённому и защита его прав. Или когда у человека украли имущество, Ислам требует возврата украденного имущества своему хозяину. Поэтому дозволяется представлять интересы пострадавшей стороны, чтобы добиться возврата ему украденного.
Другой пример: продаётся дом на условиях, что часть денег будет уплачена сразу, а остальная часть — потом. Однако покупатель, уплатив первую часть денег, отказывается выплачивать остаток или вообще отрицает наличие долга перед продавцом, при этом он уже вселился в приобретённый дом. В такой ситуации Ислам требует восстановить право продавца, поэтому дозволено представлять интересы продавца, чтобы тот смог получить оставшуюся сумму за дом от покупателя.
Следовательно, работа адвоката и его участие в уголовных процессах дозволена, если речь идёт о защите угнетённых и восстановлении прав человека, предоставленных ему Исламом.
Однако если речь идёт о восстановлении прав, предусмотренных светским законом, то выступать адвокатом в таких ситуациях запрещено.
Например, когда в распределении прибыли акционерами в акционерной компании одна из сторон обнаруживает нарушения условий договора и получает меньшую долю прибыли, нежели ожидалось. В этом случае недопустимо защищать права этой стороны, поскольку они предусмотрены светским законом и противоречат Шариату. Причина этого заключается в том, что акционерные компании в основе недействительны по Шариату (батиль), а, следовательно, и их прибыль не признаётся Шариатом. Для мусульманина является ваджибом выйти из такой компании в основе.
Другой пример, когда вкладчик в банк обнаруживает нарушения по выплате своего депозита, и сумма процентных выплат оказывается ниже оговорённой в условиях с банком. В таком случае запрещается выступать адвокатом клиента банка, поскольку эти права предусмотрены светским законом, и они противоречат Шариату. Для мусульманина изначально было ваджибом разорвать процентный договор с банком.
Отсюда адвокатская деятельность, такая как участие в уголовных делах, если она направлена на устранение притеснений или восстановление прав, предусмотренных Шариатом, будет правильной. Однако недопустимо выступать адвокатом в защите тех прав, которые предусмотрены светскими законами и противоречат Шариату.
Что касается вопроса прибегать к незаконным по Шариату мерам решения проблем (взятка или т.п.) с целью восстановления прав, в том числе — предусмотренных Исламом, то это недозволенно, т.к. сама взятка является харамом. В этом вопросе не имеет значимости, будут ли посредством взятки восстановлены законные права, или же будут достигнуты в нарушение этих прав интересы человека. Причина этого заключается в том, что шариатские тексты, запрещающие взятку, не содержат иллята (мотива), который запрещал бы лишь тот интерес, что противоречит Шариату. Тексты по поводу взятки являются общими, а значит, касаются любых видов взяток. Это ясно из следующих хадисов:
Приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа от Абдуллаха ибн Амра: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَعْنَةُ اللَّهِ عَلَى الرَّاشِي وَالْمُرْتَشِي
«Проклятие Аллаха на взяткодателе и на взяточнике».
Приводит Ахмад от Саубана:
لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، الرَّاشِيَ وَالْمُرْتَشِيَ وَالرَّائِشَ، يَعْنِي الَّذِي يَمْشِي بَيْنَهُمَا
«Посланник Аллаха ﷺ проклял взяткодателя, взяточника и посредника во взятке, т.е. того, кто посредничал между первыми двумя».
Все эти хадисы являются общими, т.е. касаются любой взятки, независимо от того, даётся она с целью отстоять справедливость или добиться несправедливым образом своего интереса. Тексты Шариата связанные с вопросом взятки, не содержат иллята (мотива), который запрещал бы лишь тот интерес, который противоречит Шариату. Более того, в этих или в других текстах, связанных с данной темой, полностью отсутствует какой-либо иллят.
По этой причине категорически запрещено адвокату, участвующему в уголовном процессе, прибегать к взятке, даже если тем самым преследуется облегчение в отстаивании прав человека.
29 Сафара 1430 г.х.
24.02.2009 г.