Вопрос: В хадисе об огнепоклонниках приводится, что как-то Умар ибн аль-Хаттаб, упомянув огнепоклонников, сказал:
مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ فِي أَمْرِهِمْ
«Как же поступить с ними (огнепоклонниками)?».
На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:
أَشْهَدُ لَسَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» (Имам Малик в книге «Муватта»).
Учёные истолковали это как взимание джизьи с огнепоклонников в обмен на сохранение их жизней подобно тому, как это делается в отношении людей Писания. Однако также упоминается следующее добавление:
غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ
«но при этом не берутся замуж их женщины и не употребляется в пищу мясо заколотых ими животных».
Отсюда у меня вопрос: достоверно ли это добавление в хадисе, или это чей-то иджтихад и понимание хадиса?
Ответ:
Да, действительно, имеется ряд хадисов, в которых нет этого добавления. Я приведу некоторые из них:
— Передаётся от Джафара ибн Мухаммада ибн Али, а он — от своего отца, что Умар ибн аль-Хаттаб, упомянув огнепоклонников, сказал:
مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ فِي أَمْرِهِمْ
«Я не знаю, как же поступить с ними (огнепоклонниками)».
На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:
أَشْهَدُ لَسَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» (Имам Малик в книге «Муватта»).
— Передаётся от Джафара, а он — от своего отца: «Когда Умар сидел между могилой и минбаром, то сказал следующее:
مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ بِالْمَجُوسِ وَلَيْسُوا بِأَهْلِ كِتَابٍ
«Я не знаю, как же поступить с огнепоклонниками, ведь они — не люди Писания».
На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:
سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания» (Ибн Абу Шайба).
— В другой версии Ибн Абу Шайбы, где стоял вопрос о джизье от огнепоклонников, говорится: «Нам рассказал Ваки, который сказал: «Нам рассказал Суфьян и Малик ибн Анас от Джафара, а он — от своего отца, что Умар ибн аль-Хаттаб советовался с людьми относительно огнепоклонников и джизьи. И тогда Абдуррахман ибн Ауф сказал:
سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания».
Это говорит о том, что предметом обсуждения было взимание джизьи с огнепоклонников. Следовательно, закон о взимании джизьи с людей Писания касается и взимания джизьи с огнепоклонников. Но при этом схожесть огнепоклонников с людьми Писания ограничивается лишь в этом, т.е. в других вопросах, таких как женитьба на их женщинах и употребление в пищу мяса заколотых ими животных, они несхожи.
— Приводит Байхакый: «Нам рассказал Абу Бакр, Абу Закария и Абу Саид: «Нам рассказал Абу аль-Аббас: «Нам сообщил ар-Рабиа: «Нам сообщил аш-Шафии: «Нам сообщил Малик от Джафара ибн Мухаммада, а он — от своего отца, что Умар ибн аль-Хаттаб, упомянув огнепоклонников, сказал:
مَا أَدْرِي كَيْفَ أَصْنَعُ فِي أَمْرِهِمْ
«Я не знаю, как же поступить с ними (огнепоклонниками)».
На что Абдуррахман ибн Ауф сказал:
أَشْهَدُ لَسَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ سُنُّوا بِهِمْ سُنَّةَ أَهْلِ الْكِتَابِ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поступайте с ними так же, как с людьми Писания».
Шафии относительно нашей версии от Абу Саида сказал: «Если эта версия достоверна, то речь идёт лишь о взимании джизьи с огнепоклонников, но не о женитьбе на их женщинах и употреблении в пищу мяса животных, заколотых ими».
Теперь я приведу хадисы, в которых имеется упомянутое в вопросе добавление:
— Передаётся от аль-Хасана ибн Мухаммада:
كَتَبَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى مَجُوسِ هَجَرَ يَسْأَلُهُمُ الْإِسْلَامَ فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ إِسْلَامُهُ وَمَنْ أَبَى أُخِذَتْ مِنْهُ الْجِزْيَةُ غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ
«Посланник Аллаха ﷺ написал огнепоклонникам, населявшим Хаджар, послание с предложением принять Ислам, упомянув, что от принявших Ислам это будет принято, а кто отвернётся, то с него будет взиматься джизья, но при этом не будут браться замуж их женщины и не будет употребляться в пищу мясо заколотых ими животных» (Ибн Абу Шайба).
— Аль-Хайсами в своей книге «Бугъяту аль-бахис ан заваиди муснади аль-харис» упомянул похожий хадис: «Нам рассказал Абдуль-Азиз ибн Абан: «Нам рассказал Суфьян от Кайса ибн Муслима, а он — от аль-Хасана ибн Мухаммада ибн Али ибн Абу Талиба, который сказал:
كَتَبَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى مَجُوسِ هَجَرَ يَسْأَلُهُمُ الْإِسْلَامَ فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ إِسْلَامُهُ وَمَنْ أَبَى أُخِذَتْ مِنْهُ الْجِزْيَةُ غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ
«Посланник Аллаха ﷺ написал огнепоклонникам, населявшим Хаджар, послание с предложением принять Ислам, упомянув, что от принявших Ислам это будет принято, а кто отвернётся, то с него будет взиматься джизья, но при этом не будут браться замуж их женщины и не будет употребляться в пищу мясо заколотых ими животных».
1 Рабиъ ус-сани 1432 г.х.
06.03.2011 г.