21
Чт, нояб

Разве аят «и отдавайте должное в день жатвы» можно использовать в качестве доказательства обязательности закята с зерновых и плодовых культур?

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В 143 статье книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, говорится следующее: «Что касается слов Всевышнего Аллаха:

وَءَاتُواْ حَقَّهُ ۥ يَوۡمَ حَصَادِهِ

«и отдавайте должное в день жатвы» (6:141), —

то в этом аяте не сообщается о закяте, потому что аят является мекканским, а закят был предписан в Медине. Поэтому в нём и упомянуто о гранате, с которого не берётся ушр (1/10)».

Но в книге «Имущество в Государстве Халифат» в главе «Закят с зерновых и плодовых культур» приводится именно этот аят: «Закят с зерновых и плодовых культур является обязательным согласно Корану и Сунне. Что касается Корана, то Всевышний Аллах говорит:

وَءَاتُواْ حَقَّهُ ۥ يَوۡمَ حَصَادِهِ

«...и отдавайте должное в день жатвы» (6:141)».

Отсюда у меня возник вопрос: как мы можем использовать в качестве доказательства на обязательность закята с зерновых и плодовых культур аят, в котором об этом не говорится? Может, следует исправить этот момент в книге?

Ответ:

Упомянутое в 143 статье книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, является более раскрытым, нежели в книге «Имущество в Государстве Халифат». Но, как бы то ни было, по смыслу обе книги не отличаются друг от друга.

Что касается аята «...и отдавайте должное в день уборки» (6:141), то, действительно, его нельзя использовать в качестве общего (амм) доказательства для закята с любых видов культур. Причина этого заключается в том, что данный аят является мекканским, а на тот момент закон о закяте в том виде, в котором он сегодня существует, не был ещё ниспослан.

Однако некоторые учёные используют этот аят в качестве доказательства, но не общего (амм); они используют его так, как об этом упомянуто в «Проекте Конституции. Шариатские доказательства», 2 том. Упомянутое в книге можно резюмировать следующим образом:

а) 141 аят 6 суры относится к тому, что пожинается (имеется в виду серпом, косой, как это слово (хасад — «жатва») объясняется в словаре «Аль-Камус аль-мухит»).

б) Аят является муджмалем (кратко изложенным), а значит, нуждается в байяне (пояснении).

Приведу цитату из «Проекта Конституции. Шариатские доказательства», 2 том:

«Если и предположить, что этот аят касается закята, то он подразумевает то, что пожинают, а гранат не пожинается, а значит, аят относится к категории муджмаль (кратко изложенный). Что касается байяна (пояснения) о выплате закята с того, что пожинают, т.е. с пшеницы и ячменя, то это приходит в хадисах Пророка ﷺ, которые добавляют к этим двум злакам ещё финики и изюм. В любом случае, в силу того, что данный аят был ниспослан в Мекке, когда ещё не был предписан закят, этого достаточно для того, чтобы не использовать аят как доказательство в закяте» (конец цитаты).

То есть данный аят не может быть использован в качестве доказательства необходимости выплачивать закят со всех культур, поскольку контекст аята не указывает на это. Однако этот аят может быть использован как доказательство на выплату закята с того, что собирается путём жатвы. Как мы уже упоминали выше, этот аят — муджмаль, который поясняется хадисами.

Что касается сказанного в книге «Имущество в Государстве Халифат», то в ней как раз таки упомянут муджмаль. Это подобно тому, как если бы в книге в качестве доказательства был бы упомянут лишь муджмаль хадис:

فِيمَا سَقَتِ الْأَنْهَارُ وَالْغَيْمُ الْعُشُورُ وَفِيمَا سُقِيَ بِالسَّانِيَةِ نِصْفُ الْعُشْرِ

«На то, что орошается реками и осадками, налагается ушр (1/10), а на то, что орошается искусственно — половина ушра (1/20)» (Муслим).

Приводить лишь муджмаль доказательства недостаточно, потому что они нуждаются в байяне (пояснении). Пояснение приходит в хадисах, которые свели выплату закята ушр к пшенице, ячменю, финикам и изюму. Именно с них выплачивается закят, когда они достигают своего нисаба (определённого количества).

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что использовать в качестве доказательства шариатские тексты категории муджмаль дозволено, если за этим следует байян. В книге «Имущество в Государстве Халифат» вначале были упомянуты муджмаль тексты, а затем уже были приведены поясняющие тексты: «Закят с зерновых и плодовых культур является обязательным согласно Корану и Сунне. Что касается Корана, то Всевышний Аллах говорит:

وَءَاتُواْ حَقَّهُ ۥ يَوۡمَ حَصَادِهِ

«...и отдавайте должное в день уборки» (6:141).

Что касается Сунны, то Пророк ﷺ сказал:

لَيْسَ فِيمَا دُونَ خَمْسَةِ أَوْسُقٍ صَدَقَةٌ

«Нет закята с того, что менее пяти васков» (Бухари, Муслим).

1 васк равен 60 са …» (конец цитаты).

Как бы то ни было, в книге «Имущество в Государстве Халифат» присутствует пояснение муджмаль текстов, но в книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства» это сделано подробнее. Поэтому я не вижу причины, чтобы вносить поправки в книгу «Имущество в Государстве Халифат», поскольку там прослеживается та же мысль, что и в «Проекте Конституции. Шариатские доказательства», 2 том.

 

4 Рабиъ ус-сани 1432 г.х.
09.03.2011 г.