15
Вс, сен

Особый статус Британии в ЕС защищает Европу от распада

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В пятницу 19 февраля на саммите ЕС в бельгийской столице – Брюсселе – лидеры европейских государств достигли окончательной договорённости относительно Британии, которой удалось посредством этого соглашения заполучить некоторые важные дивиденды от Европейского Союза. В частности – в сфере суверенитета, иммиграции и некоторых финансовых и социальных прав граждан, которые не являются британцами. Это новое соглашение смогло удержать Британию внутри ЕС, несмотря на то, что общественное мнение в Британии больше склоняется к идее выхода из европейской системы в целом.

В своём выступлении премьер-министр Британии Кэмерон продемонстрировал боевой тон перед своими европейскими коллегами на саммите. Он жёстко подчеркнул, что «он не заключит никакого соглашения, если Британия не получит необходимого».

Глава Европейского Совета Дональда Туск после завершения переговоров заявил: «Соглашение усиливает особый статус Великобритании в ЕС». После саммита ЕС в Брюсселе президент Франции Франсуа Олланд заявил: «Сегодня Соединённое Королевство (Великобритании) занимает особое место в Европе, что было всегда: оно – ни в Шенгене, ни в зоне евро, оно не присоединилось к Уставу (ЕС), но это не является исключением из правил единого рынка». При этом он добавил: «Нет пересмотра договоров и нет у Британии права вето относительно решений еврозоны. Это – красная линия, которую никто не должен преступать. И это важно для Франции, Бельгии и Люксембурга». Олланд признался, что премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон принял «принцип равенства между европейскими финансовыми рынками».

Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала «справедливым компромиссом» соглашение об особом статусе Великобритании в составе Евросоюза, сообщает «Reuters». Она сказала: «То, что нам здесь пришлось сделать, можно назвать незаурядными усилиями». При этом она отметила: «Я считаю, что партнёры Кэмерона дали Британии не слишком много», – в то время как премьер-министр Италии Ренци сказал: «Необходимо говорить о будущем Европы, а не только о статусе Британии в ней, поскольку есть угроза отхода от нашей изначальной европейской мечты». «Дэвид Кэмерон по-настоящему боролся за Великобританию. Хорошая сделка для Великобритании и ЕС. Мои поздравления», – написал премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен.

В свою очередь, сам премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон после соглашения, которое он назвал «историческим моментом» для его страны, заявил: «Достигнутых договорённостей будет достаточно, чтобы нам рекомендовать своим гражданам высказаться за то, чтобы страна осталась в составе Евросоюза, на референдуме, проведение которого намечено на 23 июня 2016 года».

До того, как было достигнуто это соглашение, Кэмерон выдвинул Европейскому Союзу требование ряда реформ по спорным для европейцев вопросам, как, например, сокращение потока мигрантов в Британию из других стран, в том числе – и Евросоюза, в частности – из стран Восточной Европы, таких как Румыния и Болгария. А также лишение права мигрантов из стран ЕС на получение социальных выплат, если они прибыли в Британию с целью работы. Отказ от предоставления полномочий национальных парламентов в пользу внешнего правительства и других шагов, которые ведут к усилению власти ЕС. Также было заявлено предоставление возможности парламенту Британии отменять «нежелательные директивы» и не выполнять существующие законы. Ещё одним пунктом было требование новой структуры для ЕС. В частности, блок государств должен быть реорганизован таким образом, чтобы «19 стран еврозоны не доминировали над 9 странами, которые не входят в валютный союз».

Британии должно быть предоставлено право не исполнять неудобные стране указания внешнего правительства и отменять существующие законы.

Однако достигнутое соглашение было составлено общими фразами, которые можно с лёгкостью изменить или по-своему интерпретировать. В нём – много противоречий. Например, в соглашении говорится, что британские институты, такие как Банк Англии в Лондоне, будут контролировать банки и национальные рынки в вопросах, связанных с сохранением финансовой стабильности. В другом месте говорится, что все финансовые центры – в том числе британские – в странах ЕС должны подчиняться законам Союза. Также была отклонена просьба Британии о получении влияния в еврозоне.

Самые важные пункты данного соглашения можно резюмировать в следующих пунктах:

1 – В сфере миграции:

Разрешение на чрезвычайные меры по ограничению права новых мигрантов на получение социальных выплат, которые предоставляет Британия. Эти меры вводятся в условиях исключительно высокого уровня миграции и действуют в течение семи лет – с 2017 до 2023 года. Пособия на детей мигрантов, оставшихся в странах ЕС, будут выплачиваться по шкале, основанной на стоимости жизни в этих странах. Эти меры вводятся немедленно для новых мигрантов (и с 2020 года – для всех 34 тысяч, получающих такое пособие).

2 – В сфере суверенитета:

Британия исключается из принципа необходимости усиления интеграции в рамках ЕС. Этим самым Лондон хочет сохранить за собой суверенитет и отказывается от дальнейшей политической интеграции с ЕС. При этом не были определены другие основы дальнейшего взаимодействия.

3 – В сфере управления:

Британия получила возможность применения мер по защите Лондонского Сити (своего финансового цента) от мер финансового регулирования ЕС для предотвращения дискриминации британских компаний в рамках ЕС в силу неучастия Британии в еврозоне. Также ЕС признал, что в еврозоне могут иметь вращение несколько валют, а не только евро. Однако формулировка этого признания является расплывчатой. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер отметил, что соглашение не даёт Лондону никакого влияния на процесс отмены решений других государств еврозоны.

4 – В сфере конкурентоспособности:

Европейский союз согласился на повышение уровня конкурентоспособности и согласился принять практические меры для её продвижения. Однако, что это за меры, пока неизвестно, и по этому вопросу нет никакой ясности.

Следует отметить, что большинство пунктов приводится в обобщённой и неоднозначной формулировке. По этой причине лидер «Партии независимости Соединённого Королевства» («ПНСК») подверг резкой критике данное соглашение, заявив, что оно «не решает основных проблем, которые беспокоят людей. Это соглашение не стоит той бумаги, на которой оно было изложено. Оно вызывает только жалость».

Вероятность выхода Британии из ЕС вызвало беспокойство и тревогу по всему европейскому континенту. И новое соглашение между Лондоном и Брюсселем было достигнуто, чтобы развеять эти европейские опасения и укрепить присутствие Британии в ЕС, даже если это будет за счёт сокращения власти Союза в распоряжении британскими делами. Теперь Союз не будет обязывать Британию какими-то стандартами или законами, как обязывает выполнять их другие государства ЕС. Британское правительство получило право отказываться от обязательств, налагаемых на все государства ЕС, согласно её собственной интерпретации данного договора.

Германия и Франция оказали большое давление на остальные государства Европейского Союза и фактически заставили их одобрить соглашение и удержать Британию в союзе, считая её незаменимым партнёром в Европе на том основании, что без членства Британии в Союзе невозможно сформировать полноценную мощь Европы.

С финансовой и экономической стороны Британия смогла посредством соглашения сохранить независимость своего финансового положения. Она смогла сохранить прочность фунта стерлингов и независимость Лондонской фондовой биржи в качестве одного из важнейших фондовых рынков Европы и мира. Она не позволила приравнивать её с другими европейскими биржами, несмотря на давление немцев, французов и других европейцев, оказываемое на неё, чтобы заставить её отказаться от этих привилегий.

Также Британия отказалась предоставлять иммигрантам из Восточной Европы социальную помощь, которую предоставляют остальные государства еврозоны. Этим самым она показал, что для неё Европейский Союз – не что иное, как общий экономический рынок, а вовсе не единый экономический проект.

С политической стороны Британия отказалась от интеграции со странами Европейского Союза на уровне правительств и парламентов. И настояла на том, чтобы не предоставлять институтам ЕС никаких новых полномочий над Британией.

Франция и Германия – фактические управляющие странами Европейского Союза – понимают важность присутствия Британии внутри Союза с исторической точки зрения. И поэтому они пошли на некоторые уступки в пользу Британии для того, чтобы сохранить её присутствие с ними, а также согласились с тем, что Лондон, в отличие от других стран еврозоны, не будет интегрироваться в Союз в обмен на защиту Европы от вторжения и разложения, а также в обмен на отказ её выхода из европейского кольца.

Большинство уступок, которых добилась Британия для себя посредством этого соглашения, затрагивает только страны Восточной Европы. В то время как отношения с первоначальными странами-основателями ЕС остались прежними, без всяких изменений.

Природа переплетённых друг с другом политических и экономических взаимоотношений между Британией и Европой не позволяет европейцам смириться с выходом Британии из еврозоны, поскольку общие интересы между Британией и Европой больше, чем просто существование Союза, объединяющего их. Ведь Британия, Франция и Германия являются стержневым центром европейской силы. Эти три государства по своей мощи являются сверхдержавами, вокруг которых объединились другие государства Европейского Союза для того, чтобы противостоять России и конкурировать с Америкой, а также в противовес другим глобальным силам.

Выход Британии из ЕС – если это произойдёт – означает расторжение Европейского договора. Скорее всего, это приведёт к распаду и расколу европейских сил, даже если Союз формально продолжит своё существование.

И поэтому европейцы не могут позволить Британии выйти из Союза, даже если им придётся пойти на уступки в пользу Британии, что и произошло в действительности, а именно – они предоставили ей особый статус. А это, в свою очередь, поставило страны Союза в положение политического разделения и различия. Такое положение дел дало негативный образ неравенства стран ЕС перед законами, регулирующими его.

 И поэтому ЕС старается удержать Британию внутри себя и позволяет дать ей особый статус за счёт других европейских стран. Это и помогло премьер-министру Британии Дэвиду Кэмерону отстоять членство Британии в Союзе, несмотря на то, что немалое количество известных политиков в его партии не желает, чтобы Британия оставалась в ЕС. И если раньше Кэмерон сам был сторонником выхода Британии из Союза, то после этого соглашения он начал выступать за сохранение членства Британии в нём, вплоть до того, что заявил: «Уход Британии из Европейского Союза – это прыжок во мрак».

Несмотря на то, что соглашение не предусматривает какие-либо категорические статьи в пользу Британии и не несёт ничего нового, что заслуживало бы упоминания, напротив, оно оставило все вопросы в состоянии расплывчатости между Британией и странами ЕС, а также закрепило за Британией статус оппортунистического государства, которое одной ногой стоит в Европе, а другой – в Америке, тем не менее, это соглашение пресекло путь тем, кто призывает к выходу Британии из европейской системы, и сохраняет Европу в виде единого фронта перед его противниками, а также, по меньшей мере, отстояло единую связь между основными европейскими державами.

Несмотря на слабость своих текстов, это соглашение сыграло сильную роль в укреплении связи между европейцами и исключило возможность даже мысли о выходе из Европейского сообщества. Также это соглашение поставило заслон перед Америкой, чтобы та не могла играть европейскими странами, и заложило основы устойчивой (в какой-то степени) работы для европейцев, которые обеспечат им стабильность в рамках идеи преданности ЕС поверх всех других идей.


Автор: Абу Хамза аль-Хутвани
Источник: газета «Ар-Рая»
24 февраля 2016 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая