25
Чт, апр

Тунис и попытки принять новые политические решения в Ливии

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В первую же неделю января Тунис стал свидетелем интенсивных контактов и встреч между сторонами ливийского конфликта: некоторые из них были публичными, другие напоминали тайные встречи.

Среди подобных встреч — трёхдневный визит советника Акилы Салеха, главы Палаты представителей Ливии (парламент в Тобруке), где он встретился со спикером парламента Туниса Мухаммадом Насером и посланником ООН в Ливии Мартином Коблером, и в завершение своего турне — с президентом Туниса Беджи Каидом Эс-Себси. Его визит совпал с визитом премьер-министра правительства Всеобщего национального конгресса Халифы аль-Гави (правительство в Триполи), прибывшего от Всеобщего национального конгресса (ливийский парламент в Триполи) в сопровождении делегации высокого уровня, и это был необъявленный визит. Говорят, что имели место контакты с бывшим ливийским послом в ОАЭ Арифом ан-Наедом — одним из кандидатов на пост президента — как альтернатива за рамками политического соглашения, подписанного в Схирате. Возможно, именно по этой причине визит в Тунис совершили также посол Ливии в Марокко Абдул Маджид Сейф ан-Наср и полковник Салим Юх — один из высокопоставленных военных командиров бригад Мисураты. А до этого президент Туниса посетил с этой же целью Алжир…

Все эти и другие шаги идут в контексте подготовки трёхстороннего египетско-тунисско-алжирского саммита, чтобы обозначить новую дорожную карту для Ливии после неминуемого провала правительства Сараджа, избранного соглашением в Схирате, в особенности — после практически полного распада этого правительства в результате штурма лояльных к правительству аль-Гави сил правительственных зданий в Триполи ещё месяц назад, не встретившего никакого сопротивления. Это подтвердило тот факт, что «правительство Сараджа» – лишь название без смысла. Также эти встречи проходили после неоднократных угроз сил Хафтара развернуть бои на западе Ливии против проправительственных групп (правительства национального единства Сараджа), или против сил, лояльных Всеобщему национальному конгрессу аль-Гави. Череда этих событий означает приближение баталий между Тунисом и Алжиром, и в этом присутствует опасность перетягивания племён туарегов конфликтующими силами на свою сторону, а также мобилизация туарегов на юге Алжира и севере Мали, которые, возможно, активно втянутся в эту войну, учитывая, что американский агент Хафтар совершил тайный визит в Чад, чтобы заручиться поддержкой и сотрудничеством армии и сил безопасности этой страны, результатом чего стало закрытие границ Чада с Ливией в момент нападения сил Хафтара на юг Ливии, наряду с частыми визитами в Египет, и всё это заставило власти Алжира вызвать Хафтара, чтобы напомнить ему о красных линиях…

Таким образом, становится очевидным, что соглашение в Схирате и всё вытекающее из него устарело, поскольку это соглашение родилось мёртвым и проходило под принуждением, несмотря на присвоение ему статуса консенсуса, переговоров и консультаций. А потому в действительности правительство Сараджа не нашло того, что было необходимо для принятия на себя каких-либо позиций, не говоря уже о заботе о делах людей, пусть даже в небольших объёмах. И достаточно знать о почти неспособности освоения этим правительством бюджета 2017 г. из Центробанка по причине известных юридических и процедурных барьеров, несмотря на недавнюю попытку Лондонской конференции по Ливии переместить бюджет за пределы страны и накачать большую его часть странами-кредиторами и донорами, что является временным решением, полным противоречий.

Похоже, что Великобритания стремится исправить эту слабость и ухудшение ситуации, особенно то, что последнее соглашение не учло региональные столкновения и, в частности, открытую поддержку сил Хафтара Египтом, за которым стоят Франция и Америка, изображающие свою поддержку Правительству национального единства Сараджа.

Относительно местного и регионального тупика и непоследовательности в действиях крупных держав следует заметить, что, вероятнее всего, агенты Британии стремятся исправить и вернуть все процессы в Ливии согласно следующему порядку:

1 – Давление (путём убеждения) на соседние страны Ливии, особенно — на Египет и Чад, чтобы они прекратили поддержку Хафтара.

2 – В случае возникновения разногласий в создании своего рода консенсуса между сторонами будет внесено предложение о формировании совместного диалога между Палатой представителей в Тобруке и Верховным государственным советом в Триполи для решения спорных вопросов.

3 – Отказ от военного переворота и объявление о его невозможности, а также активирование санкций против лиц, задерживающих политическое урегулирование, и работа над изданием решения Совбеза ООН о прекращении огня и отправке международных наблюдателей для того, чтобы быть на страже соблюдения этого решения. Это означает ещё большее оттягивание вопроса, и на всё это, по-видимому, согласились Алжир и Тунис, что влечёт за собой давление и, возможно, изоляцию Национального конгресса и вытекающих из него других революционных сил, особенно исламских.

4 – Предложенные названия для утверждаемого председателя правительства должны быть согласованы и вращаться вокруг трёх кандидтур: Али Зайдан, Абдель Рахман Шалгам и Ариф ан-Наед, который был послом Ливии в ОАЭ.

И суть происходящего заключается в том, что все эти решения лишь усиливают противоречия между местными, региональными и международными силами. И эти соглашения не сходятся с Уммой, имеющей свои собственные идеологические решения, как и недопустимо дальнейшее присутствие колониализма после революции, каков бы ни был охват страны внешними силами.

Газета «Ар-Рая»
Рида Бельхадж
20 Рабиъ ус-сани 1438 г.х.
18.01.2017 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню