Мы наблюдаем катастрофическую неспособность предотвратить распространение инфекции или остановить смерти даже в самых развитых в странах мира.
Нас коснулась несостоятельность господствующей в мире капиталистической системы, которая долгое время хвасталась миру своими военными достижениями и огромными финансовыми возможностями для оказания медицинской помощи пострадавшим или для разработки вакцины против незаметного глазу вируса. Мы видим глобальную панику под давлением массового карантина, который затронул миллиарды людей во всём мире. Поэтому нам необходимо подумать о причинах, приведших к этой пандемии, а также о масштабах глобального провала и поражения, нанесённого как крупным, так и малым странам, применяющим капитализм.
Причины, которые привели к возникновению пандемии коронавируса:
Нездоровое продовольствие на глобальном уровне, которое давно вышло за рамки естественных продуктов питания, созданных Аллахом.
Излишнее производство, а также ненадлежащее запасание и плохое распределение.
Несоблюдение гигиенических норм большинством жителей Земли, будь то в своём теле, или своих домах, или в утилизации отходов, несмотря на возросший интерес к заботе об окружающей среде, или в росте процента загрязнения природы в результате производства.
Хаос в отношениях между полами, который идёт вразрез с природой человека, принципами чести и правилами продолжения жизни, что доводит людей до аморальности и отвратительных злодеяний против человеческого рода.
Преобладание материальной ценности над остальными ценностями, а также игнорирование отношений между теми, кто на земле и небесах, и даже отрицание силы Аллаха и того, что Он превыше людей.
Масштабы глобального провала и поражения перед микроскопическими созданиями Аллаха:
Роковая слабость и даже полный провал капиталистической системы в области здравоохранения.
Чрезмерная паника, которая привела к массовым нарушениям прав человека.
Преследование прибыли крупными капиталистическими фирмами даже в таких вопросах, как разработка вакцины.
Пренебрежение жизнями людей, особенно пожилых, когда звучат призывы к так называемому «коллективному иммунитету».
Отсутствие взаимного доверия между людьми и правительствами, несмотря на то, что они носят звание народных избранников.
Таков жадный капитализм. Вера в своё мировоззрение и законодательство исчезло при первом же серьёзном потрясении, вызванном пандемией COVID-19. Его огромный военный арсенал и огромные финансовые запасы не помогли от этого вируса. Правду сказал Всевышний Аллах:
إِن نَّشَأْ نُنَزِّلْ عَلَيْهِم مِّنَ السَّمَاءِ آيَةً فَظَلَّتْ أَعْنَاقُهُمْ لَهَا خَاضِعِينَ
«Если Мы пожелаем, то ниспошлём им с неба знамение, перед которым покорно склонятся их шеи» (26:4).
Что касается Ислама, то это полноценная божественная идеология, как с точки зрения акыды, так и системы. Он закладывает чистую основу для акыды и вытекающей из неё системы, и тщательно заботится обо всём живом на земле, чтобы люди достигли счастья в двух мирах:
Ислам дозволил благое и запретил скверное:
وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ
«Объявит дозволенным благое и запрещённым скверное» (7:157).
Ислам отрегулировал производство, наладил запасание и распределение, предотвратив монополию.
Ислам требует и поощряет соблюдение гигиены, обеспечивая здоровое нахождение людей на земле.
Ислам следит за сохранением чистых отношений между полами и запрещает безнравственность, которая вызывает болезни и эпидемии.
Ислам создаёт баланс между различными ценностями, не подавляя одну ценность ради другой.
Ислам обеспечивает полноценное медицинское обслуживание для каждого человека в соответствии с максимальными возможностями.
Ислам устанавливает шариатские нормы и стандарты здравоохранения, чтобы противостоять пандемии и бедствиям, и воспитывает в людях склонность полагаться на Аллаха должным образом и принимать судьбу и предначертание.
Ислам заботится о здоровье людей, находящихся на его попечении, независимо от возрастных групп, пола, цвета кожи, религии или расы.
Ислам устанавливает связь между людьми и небесами, чтобы люди проявляли усердие в поклонении, покаянии, мольбах и молитвах, обращённых к Аллаху, особенно когда происходят бедствия и эпидемии. Это единственный путь получить помощь от Аллаха.
Ислам обеспечивает повиновение людей своему правителю, с которым была заключена присяга. Это отражает сплочённость между народом и правителем и повышает взаимное доверие.
Капитализм пал в своём первом же решающем испытании, как ранее пал социализм при первом же серьёзном потрясении. Обе идеологии уже проявили свою негодность. Аллах говорит:
ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41).
Нынешние правители мира являются причиной страданий всего человечества. Это было очевидно в том, как они боролись со вспышкой эпидемии. Например, Китай стал всё скрывать, и он до сих пор продолжает это делать. Европейские страны и Америка сомневались, сделать ли то, что необходимо; скорее, уродливый капитализм не дал им предпринять все действия, необходимые для ухода за людьми, и они подобно животным вознамерились избавиться от пожилых людей, чтобы остальной мир продолжил наслаждаться жизнью.
Но Исламский Шариат предлагает правильное решение проблемы. И заключается это решение в том, чтобы государство отслеживало развитие болезни с момента его возникновения и стремилось ограничить распространение местом его происхождения, а здоровые люди в других регионах продолжали работать и производить. Приводится в сборнике Бухари от Усамы ибн Зайда, что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا سَمِعْتُمْ بِالطَّاعُونِ بِأَرْضٍ فَلَا تَدْخُلُوهَا وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا مِنْهَا
«Когда вы услышите, что в какой-то местности свирепствует чума, то не входите туда, а если вы уже находитесь там, то не выходите оттуда».
В другом хадисе, который приводится у Муслима и Бухари, от Усамы ибн Зайда говорится:
الطَّاعُونُ رِجْزٌ أَوْ عَذَابٌ أُرْسِلَ عَلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَوْ عَلَى مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ فَإِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلَا تَقْدَمُوا عَلَيْهِ وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا فِرَاراً مِنْهُ
«Чума — это наказание или мучение, ниспосланное сынам Исраиля или тем, кто был до них. Если вы услышите, что она появилась в какой-то местности, то не вступайте туда, а если она появилась в местности, в которой вы уже находитесь, то не бегите оттуда».
В другой версии хадиса, которую приводит Бухари, говорится, что однажды Аиша (р.а.) спросила Посланника Аллаха ﷺ о чуме, и он ﷺ ответил:
أَنَّهُ عَذَابٌ يَبْعَثُهُ اللَّهُ عَلَى مَنْ يَشَاءُ وَأَنَّ اللَّهَ جَعَلَهُ رَحْمَةً لِلْمُؤْمِنِينَ لَيْسَ مِنْ أَحَدٍ يَقَعُ الطَّاعُونُ فَيَمْكُثُ فِي بَلَدِهِ صَابِراً مُحْتَسِباً يَعْلَمُ أَنَّهُ لَا يُصِيبُهُ إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَهُ إِلَّا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِ شَهِيدٍ
«Это наказание, которое Аллах посылает на кого хочет. Аллах сделал его милостью для верующих. Кто бы ни попал на территорию распространения чумы, пусть остаётся на этой территории, проявляя терпение и призывая себя к отчёту. Пусть знает, что его коснётся только то, что предписал ему Аллах, и что он получит награду шахида».
Это было своего рода карантином в государстве, которое опережало все другие страны и обладало высшей культурой. Правителем этого государства был Посланник и Пророк Аллаха ﷺ, которому ниспосылался Ислам, а он применял его, чтобы показать собой лучший пример применения законов Аллаха. Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» пишет, что Умар (р.а.) выдвинулся в Шам, и когда он достиг окраин Шама, к нему прибыло известие, что там распространилась эпидемия. После этого Абдуррахман ибн Ауф оповестил Умара о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلَا تَقْدَمُوا عَلَيْهِ وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ
«Если вы услышите, что она появилась в какой-то местности, то не вступайте туда, а если она появилась в местности, в которой вы уже находитесь, то не бегите оттуда». Тогда Умар ибн аль-Хаттаб повернул мусульман обратно.
Соответственно, государство по Исламу должно ограничить болезнь местом её возникновения, жители этой местности остаются там, а другие жители не входят туда. С другой стороны, государство выполняет свой долг по обеспечению ухода и безопасности для людей. Наряду с этими мерами при вспышках инфекционных заболеваний государство предоставляет бесплатную медицинскую помощь и лекарства всем своим гражданам, а также открывает больницы, медицинские лаборатории и другие заведения для того, чтобы покрыть основные потребности граждан, такие как образование и поддержание безопасности.
Таким образом, правильная процедура состоит в том, чтобы закрыть вирус в том месте, в котором он возник, а заражённых изолировать от здоровых и продолжить бесплатный уход и лечение за ними. Но здоровые люди продолжают работать. Социальная и экономическая жизнь продолжается, как это было до возникновения вируса. Жизнь людей не останавливается, и они не изолируются в своих домах, поскольку это приведёт к парализации экономической жизни, усугубляя кризис и создавая новые проблемы.
Газета «Ар-Рая»
Рола Ибрахим
22 Шаъбана 1441 г.х.
15.04.2020 г.