Хвала Аллаху! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто оказал ему помощь!
Сказали Джахиз, Балхи (Кааби), Абу аль-Хасан аль-Хият и Хасан аль-Басри: «Имамат обязателен как с разумной точки зрения, так и с шариатской». Сторонники этого взгляда приводят ряд твёрдых доказательств — разумных и шариатских, — а также поясняют функциональную необходимость Имамата.
Шариатским доказательством является единодушие сподвижников:
Как сподвижники, так и табиины единогласно выступают за необходимость Имамата, потому что сподвижники принялись за избрание Имама сразу после смерти Пророка ﷺ. Они отложили его подготовку к похоронам, собрались под навесом Бану Саида и после совещания самых влиятельных сподвижников из числа мухаджиров и ансаров решили присягнуть Абу Бакру ас-Сиддику, проведя кыяс на решении Пророка ﷺ оставить Абу Бакра имамом в намазе вместо себя, пока Пророк ﷺ болел. Мусульмане подтвердили эту присягу в мечети Пророка ﷺ на следующий день, а это говорит о том, что все они единогласно выступали за необходимость избрания Имама, т.е. халифа.
Аль-Иджи в книге «Аль-Мавакиф» с пояснительными комментариями от аль-Джарджани сказал: «Мусульмане первого поколения категоричным (таватур) образом были единогласны в том, что после смерти Пророка ﷺ они не могут медлить с избранием Имама. Поэтому в своей известной хутбе после смерти Пророка ﷺ Абу Бакр сказал: «Мухаммад умер! Но непременно нужен тот, кто будет претворять законы этой религии». Все поспешили признать его и возложили на него самое важное дело, а именно — похороны Посланника Аллаха ﷺ. В последующем люди поступали аналогичным образом вплоть до нашего времени. Они всегда и во все времена назначали Имама».
Из слов учёных понимается, что сподвижники единогласно заявляли о необходимости наличия у мусульман единого правителя. Их единогласие считается твёрдым аргументом в пользу обязательного наличия Имама после смерти Пророка ﷺ во все времена, потому что никогда, ни в какую эпоху не пойдёт на пользу людям пребывание в хаосе, без руководителя, без главы, о чём свидетельствует единогласие сподвижников, а также ряд указаний из Корана и Сунны.
Так Маварди сказал: «В Шариате говорится о предоставлении властных полномочий тому, кто правит согласно этой религии. Сказал Аллах Всемогущий:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّـهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).
Поэтому мы обязаны подчиняться тем из нас, у кого в руках власть, а именно — Имамам, которые нами правят».
Также Хишам ибн Урва передаёт от Абу Салиха, от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَيَلِيكُمْ بَعْدِي وُلَاةٌ، فَيَلِيَكُمُ الْبَرُّ بِبِرِّهِ، وَالْفَاجِرُ بِفُجُورِهِ، فَاسْمَعُوا لَهُمْ وَأَطِيعُوا فِي كُلِّ مَا وَافَقَ الْحَقَّ، وَصَلَّوْا وَرَاءَهُمْ، فَإِنْ أَحْسَنُوا فَلَكُمْ وَلَهُمْ، وَإِنْ أَسَاءُوا فَلَكُمْ وَعَلَيْهِمْ
«После меня вы встретите правителей. Вы встретите благочестивых, правящих благочестиво, и распутных, правящих распутно. Слушайтесь их и подчиняйтесь им во всём, что соответствует истине. Совершайте намаз за ними. Если они поступят правильно, то на благо вам и себе, а если неправильно, то на благо вам и во вред себе». Так же существует и множество аятов, приказывающих мусульманам править по Шариату, среди которых — слова Аллаха:
وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«Правь между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49),
وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ ۖ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ
«...и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха...» (3:159).
Пророк ﷺ обладал политическим управлением такого уровня, которое может быть только у лидера государства. Так он вводил законы худуд, заключал внешнеполитические соглашения, снаряжал армии, назначал наместников, решал споры в судебном порядке между людьми в финансовых и уголовных делах и т.д.
Разумное доказательство о необходимости системы правления как защиты от хаоса:
Сплачиваться в общество и основывать поселения — естественное дело для людей. Но любое собрание в общество сопровождается конфликтами между людьми, конкуренцией и противоречиями по причине себялюбия, защиты своих интересов и желания достичь как можно большего. Споры, возникающие на этой почве, часто приводят к конфликтам, неразберихе и, в итоге, к хаосу, угрожающему уничтожением огромных масс людей вплоть до исчезновения человеческого вида, если не будут выработаны правила поведения между ними, их права и обязанности, которые будут защищаться на государственном уровне. Эта система станет фактором сдерживания, но она может функционировать только при наличии власти и никак иначе.
Аль-Маварди сказал: «Некоторые учёные считают Имамат обязательным даже с разумной точки зрения, потому что любой разумный человек склонен подчиняться лидеру, готовому защитить его от несправедливости, решать конфликты и споры. Если бы не правители, то людей поглотил бы хаос и двойное варварство».
Аль-Афух аль-Ауди — доисламский поэт — говорил:
لا يصلح الناس فوضى لا سراة لهم *** ولا سراة إذا جهالهم سادوا
«Не идёт во благо людям хаос, когда нет у них вождя,
И не будет им опоры, когда невежды правят».
Это значит, что ради жизненной необходимости и ради защиты прав человека требуется наличие Имама или власти.
Доказательства функциональной необходимости:
Когда человек выполняет функции халифа и защитника Ислама — претворяет фарды и обязывает людей следовать предписаниям Ислама, — то он непременно сталкивается с необходимостью иметь в своих руках властные полномочия, позволяющие ему выполнять свои функции полноценным образом. Свои обязанности он может выполнять, только имея государство, всё равно, касается ли это ибадата, как, например, проведение намазов в стране, проведение хаджа и умры, или лозунгов и внешних проявлений религии, как, например, азаны, пятничные намазы и праздники, или общественных операций, таких как различные договоры, джихад, приказ одобряемого, запрет порицаемого, образование справедливого общества, сотрудничество на пути добра, подавление зла и борьба со страстями. Политическая польза этой власти так и не будет достигнута, пока она лишена суверенной силы, для которой обязательно необходимо государство.
Аль-Нафаси сказал: «Мусульмане должны иметь Имама, который бы исполнял над ними законы, устанавливал худуд, восполнял их недочёты, снаряжал их армии, собирал с них садака, подавлял мятежников, воров и разбойников на дорогах, проводил пятничный намаз и праздники, разрешал бы конфликты, возникающие среди людей, принимал свидетельства о противоправных действиях, выдавал бы замуж и женил молодых, у которых нет опекунов, разделял бы трофеи и вёл прочие дела, требующие наличия правителя».
Аль-Иджи в книге «Аль-Мавакиф» пишет: «Установление Имама предотвращает предполагаемый вред, а устранение этого вреда является обязательным по Шариату. Мы имеем знания, доходящие почти до степени акыды, о том, что Законодатель постановил законы, связанные со взаимоотношениями, с бракосочетанием, джихадом, худудом, воздаянием равным, проведением праздничных мероприятий и собраний, с целью заботы о созданиях как в этом мире, так и в Последующем. Эта цель не будет достигнута без Имама, который назначается согласно Шариату и к которому люди обращаются за помощью».
Задача государства согласно Исламу состоит в том, чтобы опекать дела этой религии и этого мира, добиться счастья для всего человечества в этом мире и Последующем, для чего нельзя медлить с его установлением.
Обязательное существование государства с обязательным призывом к Исламу и сама религия Ислам не должны быть отделены от понятий человека с того момента, как было установлено Первое Исламское Государство в Медине.
Уважаемые учёные! Какие ещё вам нужны доказательства для того, чтобы поддержать единственную исламскую партию «Хизб ут-Тахрир», действующую для возвращения власти в руки мусульман, для установления Халифата в современных исламских землях? Почему вы не примкнёте к ней и не понесёте её обращение ко всей Умме и не подтвердите тем самым, что мы — единая Умма, обязанностью которой является объединение под знаменем Праведного Халифата?
Полезно будет напомнить вам о великой награде, которая будет дана поздним поколениям мусульман, действующим над установлением Ислама. Эта награда будет превышать награду пятидесяти благородных сподвижников. Вывел Тирмизи от Абу Салябы, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ مِنْ وَرَائِكُمْ أَيَّاماً، الصَّبْرُ فِيهِنَّ مِثْلُ الْقَبْضِ عَلَى الْجَمْرِ، لِلْعَامِلِ فِيهِنَّ مِثْلُ أَجْرِ خَمْسِينَ رَجُلاً يَعْمَلُونَ مِثْلَ عَمَلِكُمْ، قَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْمُبَارَكِ وَزَادَنِي غَيْرُ عُتْبَةَ: قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَجْرُ خَمْسِينَ مِنَّا أَوْ مِنْهُمْ؟! قَالَ: بَلْ أَجْرُ خَمْسِينَ مِنْكُمْ
«После вас наступят дни, когда терпеливый будет подобен человеку, держащему в руках раскалённые угли. Кто будет действовать в это время — получит награду пятидесяти мужчин, выполняющих действия, подобные вашим». Абдуллах ибн Мубарак сказал: «Утба мне также добавил: «Пророка спросили: «Награду пятидесяти из нашего числа или из их?!». Он ответил: «Награду пятидесяти из вас».
Мы живём в эти дни, о которых сказал Посланник Аллаха ﷺ. Посмотрите, какое благо для вас открыто от Всевышнего! Аллах — с вами, и Он никогда не сделает напрасными ваши труды!
Под конец мы говорим вам следующее: ваши совместные действия с Хизб ут-Тахрир придадут вам большой импульс и, конечно же, сильно увеличат интенсивность его деятельности по установлению Халифата. Но мы хотим напомнить вам, что победу дарует лишь Аллах и никто более. Кто будет действовать в этом направлении — получит помощь и победит, а кто откажется — понесёт грех. Хватит уже сотни засушливых лет, которые мусульмане прожили без Халифата, гневя Аллаха каждый день и каждую ночь! Настало время установить это государство, чтобы последующие годы мы жили в довольстве Аллаха и в послушании Ему!
Газета «Ар-Рая»
Иссам Амира (Абу Абдуллах) — Иерусалим
12 Раджаба 1442 г.х.
24.02.2021 г.