Один из неоспоримых фактов, ставших аксиомой, с которой согласны люди всех рас, языков и культур, заключается в том, что не может быть государства, армии, партии или группы без своего руководства, которое организовывает его дела.
И несмотря на то, насколько это руководство авторитетно и высокопоставленно, его действия приводят подопечных к одному из двух вариантов: либо к успеху и безопасности, либо к провалу и гибели.
Приведём по этому поводу два примера из жизнеописания нашего Пророка ﷺ:
До Абу Джахля, лидера курайшитов, дошли новости от Абу Суфьяна, ведущего курайшитский караван с деньгами и товаром из Шама, что Посланник Аллаха ﷺ вместе с отрядом мусульман вышел в поисках этого каравана. Абу Джахль собрал армию в тысячу или более человек и решил выступить на защиту каравана. Спустя короткое время Абу Суфьян послал сообщение, что он повёл караван по прибрежной дороге, чем обезопасил его.
Однако Абу Джахль не отложил поход и настоял на своей встрече с мусульманской армией. Утба ибн Рабиа, один из старейшин курайшитов, пришёл к нему и его окружению и сказал: «Оставьте Мухаммада и то, к чему он призывает. Если он возьмёт верх над арабами, то его власть — это ваша власть, а его слава — ваша слава. А если арабы возьмут над ним верх — то это то, чего вы желаете. Что касается нашего каравана и имущества, то они практически вернулись к нам, так что повяжите мне голову (т.е. поступите так, как я сказал)». Они же ответили: «Утба струсил». Абу Джахль отверг предложение Утбы, был упрям и не последовал его совету. Он думал, что уничтожит Пророка ﷺ.
Армия Мекки двинулась под предводительством Абу Джахля, и вместе с ней вышел и Утба, который только что советовал Абу Джахлю не выдвигаться. Реальность этих лидеров была похожа на реальность мусульманских правителей сегодня: они — аутсайдеры, они озабочены лишь показухой, своим авторитетом и желудком. Их война против призыва Пророка ﷺ была основана на мелочных мотивах, поскольку этот призыв нёс угрозу их личным интересам и торговле, и они более всех извлекали выгоду из существовавшего режима и были заинтересованы в том, чтобы сохранить всё как есть, чтобы руководство не перешло от них к другим.
Армия двинулась на поле битвы, и Абу Джахль произнёс известные слова, которые выявляют его безуспешность, глупость, верх безрассудства и небрежности: «Если мы сразимся с Мухаммадом, то мы победим. Если же мы сразимся с Аллахом, то никто не сможет победить Его. О Аллах! Того из нас, кто находится в заблуждении, сломай этим утром»! Этой мольбой он желал ввести народ в заблуждение, скрывая правду и направляя его чувства к тому, что он хочет, хотя он точно знал, что именно он сам находится в заблуждении, а Мухаммад — на истине. Результатом была сокрушительная победа мусульман и позорное поражение курайшитов. Это пример неудачного лидерства.
Что касается примера успешного лидера, который мыслит прогрессивно и ответственно, озабочен теми, кто с ним, и теми, кто стоит за ним, с точки зрения сохранения их жизней, чести и имущества, то это лидерство Пророка ﷺ в завоевании Мекки. Он закрыл Мадину для посетителей, чтобы засекретить планируемый поход, мобилизовал воинов, снарядил их и скрыл информацию о конечном пункте назначения. Затем он вышел не в направлении Мекки, развернул свою армию в пути, изменив направление так, что даже его сподвижники не были в курсе того места, куда он собирался. Получилось так, что Мекка ничего не подозревала о мусульманской армии, пока не обнаружила её у своих ворот, и ничто уже не могло её спасти, у неё не было времени подготовиться к сопротивлению, потому что было слишком поздно.
Мусульманская армия триумфально вошла в Мекку в качестве завоевателя при минимальных усилиях, времени и затратах: не было никакого сражения или сопротивления со стороны народа Мекки, поскольку он упал в её руки.
Это — успешное руководство, представленное руководством Пророка ﷺ. Серьёзная и тщательно выверенная тактика руководства привела к завоеванию Мекки и обращению её народа в Ислам.
Итак, это руководство, как успешное, так и провальное, на современном языке называется политическим руководством, поскольку именно оно управляет военными, управляет делами подопечного ему общества, заботится о его интересах, планирует и организует действия, обеспечивающие благополучие тех, кто подчиняется этому руководству. Сейчас мы переживаем революцию Шама, да и вообще, мы как никогда нуждаемся в успешном политическом руководстве, которое боится Аллаха, умеет вести военных и гражданских лиц к благополучию и приведёт революцию Шама к безопасности. Нам не нужно политическое руководство, созданное руками Запада, такое как светская коалиция, или комитет по ведению переговоров, или временное правительство спасения, которые следуют указаниям своих спонсоров, реализуют их интересы, ведут нас к гибели и уничтожению нашей революции.
О наш народ в Шаме! Ниже перечисляются три основных качества, которыми должно обладать политическое руководство, достойное того, чтобы вы поддержали его и установили на место вашего нынешнего руководства, поставившего вас под угрозу и пренебрегающего вашими принципами, не заботящегося о ваших страданиях и поступающего с вами грубо и несправедливо:
Первое: чтобы оно было носителем понятного и ясного проекта, вытекающего из убеждений Уммы, который оно ей представляет и предлагает всем слоям общества осуществлять этот проект и работать над его утверждением, а его сторонники не скрывали своих лиц и идей, не меняли свою окраску под обстоятельства, обманывая вас, вводя в заблуждение и отвлекая вас от цели вашей революции. Наоборот, они должны идти вместе с вами в вашем проекте до конца, проходя «через огонь и медные трубы».
Второе: это руководство должно состоять из ваших сынов, которых вы знаете, знаете их поведение и принципиальность, испытав их на протяжении всей революции, чтобы они были из тех, кто не покупается за деньги и посты и кто не подчинился врагам взамен на спонсорскую «помощь», не искажает истину и не торгует кровью мусульман. Они должны быть осведомлёнными о международной политике и понимать события, происходящие внутри страны и за рубежом, и наряду с этим должны быть верными исламским принципам и не отклоняться от них любой ценой.
Третье: они не должны быть связаны с каким-либо «дружественным» или вражеским государством, «сочувствующим» или воюющим, и они не принимают никакой поддержки или помощи от кого-либо кроме вас и своих родственников, чтобы эта помощь была без «красных линий» или условий; и чтобы они вели свои и ваши дела в соответствии с постановлениями Ислама, не принимая что-либо, противоречащее Исламу, и не оставляя какой-либо закон Шариата в стороне, не делая в этом уступок, чем бы они ни занимались: заключают ли перемирие, сделку или предпринимают какое-либо действие.
Любое руководство без вышеперечисленного — его реальность и результат печально известны. Тот, кто схватился за вервь Аллаха, не разочаруется и не проиграет, потому что в этом заключается спасение, облегчение после бедствий и несчастий, и это компас для потерянных и заблудших, а исход всех дел будет только в пользу богобоязненных.
Газета «Ар-Рая»
Нуруддин аль-Хаврани
04.08.2021