08
Вс, дек

В рамках Конституции государства Халифат. Халифат — государство справедливости и милосердия

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Человек в основе невиновен, пока не будет доказана его вина в суде. Запрещается применение наказаний обвиняемому до решения суда. Судье запрещается назначать наказание, которым будет наказывать Аллах в Следующей жизни, то есть наказание огнём.

Любой человек невиновен, пока не будет доказана его вина в судебном процессе, Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْبَيِّنَةُ عَلَى الْمُدَّعِي، وَالْيَمِينُ عَلَى مَنْ أَنْكَرَ

«Истец должен привести доказательства, а отвергающий обвинение — принести клятву» (Байхакы).

Посланник Аллаха ﷺ на практике разъяснил этот вопрос. Передаётся, что Ваиль ибн Хаджар рассказ:

جَاءَ رَجُلٌ مِنْ حَضْرَمَوْتَ وَرَجُلٌ مِنْ كِنْدَةَ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ الْحَضْرَمِيُّ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ هَذَا قَدْ غَلَبَنِي عَلَى أَرْضٍ لِي كَانَتْ لأَبِي، فَقَالَ الْكِنْدِيُّ: هِيَ أَرْضِي فِي يَدِي أَزْرَعُهَا لَيْسَ لَهُ فِيهَا حَقٌّ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِلْحَضْرَمِيِّ: أَلَكَ بَيِّنَةٌ؟ قَالَ: لاَ، قَالَ: فَلَكَ يَمِينُهُ، قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ الرَّجُلَ فَاجِرٌ لا يُبَالِي عَلَى مَا حَلَفَ عَلَيْهِ وَلَيْسَ يَتَوَرَّعُ مِنْ شَيْءٍ، فَقَالَ: لَيْسَ لَكَ مِنْهُ إِلاَّ ذَلِكَ

«Однажды к Пророку пришли два человека: один — из Хадрамаута, второй — из племени Кинда. Тот, что из Хадрамаута, сказал: «О Посланник Аллаха, этот человек присвоил мою землю, которая осталась мне после отца». Человек из Кинды сказал: «Эта земля принадлежит мне, и я её возделываю. Он не имеет на неё никакого права». Посланник Аллаха сказал человеку из Хадрамаута: «У тебя есть доказательства?». Тот ответил: «Нет!». Пророк сказал: «Тогда ты можешь взять его клятву». Но человек (из Хадрамаута) сказал: «О Посланник Аллаха, этот человек — нечестивец, и он может поклясться кем угодно, ведь он ничего не страшится». Посланник Аллаха сказал: «Ты не можешь взять с него ничего кроме этого» (Муслим).

Судья не выносит решение на основе своих знаний или подозрений, и обвиняемый остаётся невиновным, пока не будет доказана его вина теми доказательствами, которые определил Шариат. Посланник Аллаха ﷺ сказал относительно женщины, которая вела себя неподобающим образом:

لَوْ كُنْتُ رَاجِمًا أَحَدًا بِغَيْرِ بَيِّنَةٍ لَرَجَمْتُهَا

«Если бы я и хотел наказать (закидать камнями) кого-либо без свидетельства, то наказал бы её» (Бухари, Муслим).

Частица «если бы» в арабском языке означает отказ из-за отсутствия возможности, то есть отказ от наказания из-за отсутствия доказательств. Шейх Ахмад ад-Даур в книге «Законы свидетельств» пишет: «Доказательства бывают только четырёх видов: признание, клятва, свидетельство и письменный документ».

Что касается пыток подсудимого, то в Исламе это является тяжким преступлением, виновный в этом строго наказывается в соответствии с законами Шариата. Полученные признательные показания под пытками не имеют ценности на судебном процессе.

Даже если будет доказана вина надлежащим образом в суде, преступник понесёт то наказание, которое предписано Шариатом за это преступление. Судья не может назначить другое наказание, содержащее пытки. Наказание в Исламе — не для того, чтобы замучить людей, а для того, чтобы отбить у них желание совершать преступления. От Фадля ибн Аббаса передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

فَمَنْ كُنْتُ جَلَدْتُ لَهُ ظَهْراً فَهَذَا ظَهْرِي فَلْيَسْتَقِدْ مِنْهُ، وَمَنْ كُنْتُ شَتَمْتُ لَهُ عِرْضاً فَهَذَا عِرْضِي فَلْيَسْتَقِدْ مِنْهُ، وَمَنْ كُنْتُ أَخَذْتُ لَهُ مَالاً فَهَذَا مَالِي فَلْيَسْتَقِدْ مِنْهُ

«Если я наказал кого-то, то вот моя спина — пусть накажет меня. Если я оскорбил кого-то, то вот моя честь — пусть отплатит тем же. Если у кого-то я забрал имущество, вот моё имущество — пусть возместит с него» (ат-Табари в «Аль-Муъджам аль-Аусат»).

Посланник ﷺ сказал эти слова в качестве правителя; тут имеется в виду случай, если он наказал или отнял имущество у кого-то несправедливо.

Сегодня мусульмане живут в реальности, когда ими правят жестокие правители, которые смотрят на власть как на добычу и средство обогащения. Отличительной чертой этих правителей стали угнетение и репрессии простого народа. В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 13 говорится: «Любое лицо остаётся невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. Никто не может быть подвергнут наказанию без судебного приговора. Относительно всех запрещены любого рода пытки. Те же, кто совершает подобное, наказываются». Эта статья приходит в главе «Общие законы», чтобы подчеркнуть, что государство Халифат — это государство справедливости и милосердия, и оно не подобно другим государствам. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107),

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الأمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (4:58).

 

Мухаммад Салих
23 Зуль-хиджа 1443 г.х.
22 июня 2022 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая