27
Сб, апр

В рамках конституции государства Халифат. Виды собственности в Исламе — уникальные и отличительные законы

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Всё богатство в своей основе принадлежат Аллаху, и об этом приходят ясные шариатские тексты. Сказал Всевышний Аллах:

وَآتُوهُمْ مِنْ مَالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ

«Одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал Вам» (24:33).

Однако Законодатель сделал человека преемником в этом и предоставил ему право на владение имуществом.

وَأَنفِقُواْ مِمَّا جَعَلَكُم مُّسْتَخْلَفِينَ فِيهِ

«Расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение» (57:7).

Что касается личного имущества человека, то на это необходимо разрешение от Всевышнего Аллаха. Это разрешение является указанием на личное владение богатством конкретному человеку, то есть указывает на его частную собственность.

Шариат определил некоторые блага как достояние всей Уммы и запретил отдельным лицам присваивать их. Это леса, пастбища, городские площади и другие общественные объекты. Поскольку если для общества или группы лиц эти блага останутся недоступными, то люди разойдутся в их поиске. Шариат разъяснил их, исходя из качества объектов, и не стал перечислять всё подряд. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلَاثٍ: فِي الْمَاءِ وَالْكَلَإِ وَالنَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх (вещах): в воде, пастбище и огне» (Ибн Маджа).

Так же это касается нескончаемого источника воды или нескончаемых полезных ископаемых. Абьяд ибн Хаммаль рассказывает, что:

وَفَدَ إَلَى رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَاسْتَقْطَعَهُ الْمِلْحَ، فَقَطَعَ لَهُ. فَلَمَّا أَنْ وَلَّى قَالَ رَجُلٌ مِنْ الْمَجْلِسِ: أَتَدْرِي مَا قَطَعْتَ لَهُ؟ إِنَّمَا قَطَعْتَ لَهُ الْمَاءَ الْعِدَّ. قَالَ فَانْتَزَعَهُ مِنْهُ

«он прибыл к Посланнику Аллаха и попросил выделить для него соляные залежи, и Пророк выделил их для него. Когда он ушёл от Пророка, один из присутствующих обратился к Пророку со словами: «Знаешь ли ты, что выделил ему? Ты выделил ему нескончаемые запасы залежей соли». После этого они были возвращены» (Тирмизи).

Также есть блага, специфика которых не позволяет, чтобы они находились в частных руках, поэтому они являются общественной собственностью. Мать правоверных Аиша (р.а.) спросила: «О Посланник Аллаха ﷺ, разве мы не построим тебе дом в Мине?», — на что Посланник Аллаха ﷺ ответил:

مِنًى مُنَاحُ مَنْ سَبَقَ

«Мина — привал для тех, кто прибыл туда первым» (Тирмизи).

Долина Мины — это территория за пределами Мекки, где совершаются определённые обряды хаджа, и она для тех, кто первый там расположился, соответственно, она не может находиться в частных руках. Также такие объекты, как дороги, реки, пляжи и т.п., по своей природе не могут быть частными. Все эти и им подобные блага являются общественной собственностью, и Шариат дозволил использовать и извлекать пользу от них всем людям. Это собственность Уммы, и халиф в соответствии с законами Шариата распределяет и предоставляет их народу.

Что касается государственной собственности, то не дозволяется индивиду монополизировать её. Это собственность государства, и халиф распоряжается ей согласно своему иджтихаду в интересах Уммы. Халиф использует госсобственность для предотвращения нищеты, устанавливает баланс между гражданами, не допускает классовости среди населения, отражает агрессию врагов, распространяет призыв и ведёт джихад.

Имущество, на которое могут претендовать все мусульмане, такое как пустыни, горы, заброшенные плодородные земли и т.п., отводится в пользу государства, и оно распоряжается им во благо Уммы. Ресурсы и богатства, природа которых указывает на достояние общества, являются общественной собственностью; соответственно, государство и индивид не могут ими овладеть. Если имущество не является общественной собственностью, а относится к частной собственности, то государству Халифат запрещается передавать его в общественную или государственную собственность, как это происходит в капиталистической системе, что называется «национализацией».

Люди извлекают пользу из богатств, которые определены Исламом в три вида собственности. В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 127 говорится: «Собственность бывает трёх видов: частная, общественная и государственная». В статье 139 говорится: «Государство не может преобразовывать частную собственность в общественную, поскольку общественная собственность неизменна в самой природе объекта и в его свойствах, и она не зависит от мнения государства».

 

Мухаммад Салих
26 Мухаррама 1444 г.х.
24 августа 2022 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню