Ислам определил политику образования и её цель, которая заключается в предоставлении правильных мыслей и взглядов, основанных на исламских убеждениях и законах.
Также Ислам побуждает к поиску знаний и обучению других. Всевышний Аллах сказал:
قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لا يَعْلَمُونَ
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقاً يَطْلُبُ فِيهِ عِلْماً سَلَكَ اللَّهُ بِهِ طَرِيقاً مِنْ طُرُقِ الْجَنَّةِ
«Тому, кто выбрал путь, в котором он будет искать знания, того Аллах направит по одному из путей в Рай» (Абу Дауд, Ахмад).
Ислам стремится избавить человеческий разум от различных заблуждений и отклонений, и поэтому он установил правила и контроль, которые мусульманин должен изучать и придерживаться. Правитель ответственен за реализацию политики образования, и он принимает методы для эффективного обучения на всех этапах.
Наиболее заметным из этих мер контроля является то, что исламская акыда является основой образовательной программы. Поэтому никакой учебный материал или метод обучения не может противоречить исламской акыде или отклоняться от неё.
То, что исламская акыда является основой образовательной программы, не означает, что она является источником знаний. Исламская акыда является источником понятий и законов, а знания связаны с понятиями и законами. Таким образом, акыда является мерилом знаний, то есть, если знание не противоречит акыде, то оно принимается, но если знание противоречит исламской акыде, то оно отвергается. Например, теория Дарвина гласит: «Человек произошёл от обезьяны», — но Всевышний Аллах говорит:
إنَّ مَثَلَ عِيسى عِنْدَ اللَّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِن تُرابٍ ثُمَّ قالَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ
«Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» — и тот возник» (3:59).
Или же в книге «Доисламская литература», автором которой является Таха Хусейн, отрицается история Ибрахима и его сына Исмаила касательно строительства Каабы. Подобное отвергается, так как Всевышний Аллах привёл нам историю относительно этого в Коране.
Что касается экспериментальных наук, таких как математика или медицина, то они принимаются по мере необходимости без каких-либо ограничений. Что касается изучения языков, истории и права, то они преподаются в начальном и среднем уровне в соответствии с определённой политикой, чтобы не противоречить идеям и законам Ислама. Касательно высшей ступени следует отметить, что эти знания принимаются при условии, что они не отклоняют от политики образования и её целей. Что касается искусства и промышленности, то они относятся к наукам, например, коммерческое искусство, морское судоходство, строительство плотин и т.д. Если рисование или лепка скульптур противоречат исламскому взгляду, то это отвергается, как в случае рисования или лепки любого живого существа.
Такова политика образования в Исламе; она направлена на формирование исламской личности в мышлении и поведении. Эта политика оберегает общество от отклонения и верования в искажённые идеи, а также формирует сплочённую и отличительную Умму. В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 170 говорится: «Основа, на которой строится образовательная программа (манхадж таълим), должна быть исламской акыдой. Все учебные предметы и методы обучения должны устанавливаться таким образом, чтобы они не приводили ни к какому отклонению от этой основы».
9 Раби уль-авваль 1444 г.х.
5 октября 2022 г.