Мусульманин обязан верить в Аллаха, Его Посланника ﷺ и всю исламскую доктрину, т.е. верить в Аллаха, Его ангелов, книги, посланников, Судный день, када и кадар, как плохое, так и хорошее, что всё это исходит от Аллаха, и верить во всё категоричное из того, что сообщается в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника ﷺ.
Вера — это обязанность каждого мусульманина. От него требуется обрести основу, т.е. верить в существование Аллаха — Создателя каждой вещи, Которому нет подобных, Который обладает всеми совершенными качествами и пречист от всех недостатков. Также мусульманин обязан верить, что от Аллаха исходит всё, что находится во Вселенной, на чём основывается жизнь и в чём нуждается человек.
Ничего на небесах и на земле не может оставить Аллаха бессильным и ничто не выходит за рамки Его воли и знания. Он — Единственный Достойный поклонения, кроме Него нет убежища и того, кому следует подчиняться, и нет спокойствия, кроме как в Его довольствии. Когда мусульманин обретает эту основу, то обретает веру в Аллаха. Мусульманин так же должен верить, что Мухаммад — Посланник Аллаха ﷺ, который принёс религию Ислам, получив её посредством откровения, а не вследствие своей гениальности и проницательности. Он был безгрешным в донесении религии от своего Господа.
Кроме того, мусульманин должен верить во всех остальных посланников и книги, в ангелов, в День воскрешения, в када и кадар. Это и есть основы веры, и кто примет их, тот станет верующим, даже если не вникнет в некоторые детали, конечно же, при этом не совершая и не утверждая то, что нарушило бы эту веру. Этой вере свойственно укрепляться и расти, что, в свою очередь, приводит к силе соблюдения и следования прямому пути.
Так, вера в Аллаха укрепляется и оказывает всё большее влияние на жизнь человека. Чем больше верующий думает о знамениях Аллаха, Его творениях, безупречности их строения, а также о величии, мудрости и знании их Творца, тем сильнее его вера и тем сильнее его освящение Великого Создателя. Каждый раз, когда человек думает о милостях, оказанных ему Аллахом, и пытается посчитать их или обратить внимание на то, что не замечал, он обращается к Аллаху, восхваляя, благодаря Его и подчиняясь Ему. Всякий раз, когда мусульманин думает о недостатках всего созданного, их нужды и беспомощности, он определяет лишь Создателя объектом поклонения, послушания и покорности.
Таким же образом вера в Посланника Аллаха ﷺ крепнет и может ослабевать. Чем больше мусульманин познаёт Коран, тем сильнее он убеждается в невозможности появления Корана от кого-либо другого кроме Аллаха, как и убеждается, что Мухаммад — Посланник Аллаха ﷺ. Каждый раз, когда мусульманин размышляет о жизни (сире) Посланника Аллаха ﷺ, его страданиях на пути Аллаха и крепких позициях, увеличивается его любовь и привязанность к Пророку Аллаха ﷺ. Следовательно, увеличивается его озабоченность тем, чтобы достичь довольства Аллаха, повиноваться Ему и нести заботу, которую нёс Посланник Аллаха ﷺ на протяжении всей своей жизни.
Подобным образом происходит и вера в Судный день. Всякий раз, когда мусульманин думает о положении в День Воскресения, когда каждая кормящая мать забудет того, кого она кормила, а каждая беременная женщина выкинет свой плод, когда люди будут казаться пьяными из-за страха перед происходящим — когда он думает об этом, то страшится того, о чём сообщил Аллах, и начинает искать то, что защитит его в тот день. Всякий раз, когда верующий думает об аятах и хадисах, которые говорят о Рае, и о том, что подготовил Аллах для верующих из блаженств и вечного счастья, тем менее значимым в его глазах выглядят удовольствия этого мира и тем сильней становится его стремление к Раю.
Каждый раз, когда верующий думает об аятах и хадисах, которые говорят об Аде и о том, что подготовил Аллах для неверующих и грешников из мучительных наказаний и вечного огня, усиливается его страх перед этими мучениями, а испытания в этом мире кажутся для него незначительными. Он начинает сторониться того, что ведёт в Ад, даже если из-за этого он попадает в тюрьмы тиранов и испытывает их наказания. Когда сердце привязано к вере, тогда и остальные части тела отвечают осознанным послушанием Аллаху и твёрдым соблюдением Его законов. Чем больше значимости придаёт верующий Следующей жизни и меньше этому миру и всему, что в нём есть, тем крепче становится его вера и приверженность своей религии. Это поддерживает стойкость верующего в его позициях и делах, каковы бы ни были трудности.
Вера в Аллаха должна сопровождаться отрицанием всех иных божеств, независимо от того, какие они принимают формы и виды, являются ли они идолами или идеями. Коран противостоит поклонникам идолов и носителям неисламских идей. Всевышний Аллах говорит:
قَالَ أَتَعْبُدُونَ مَا تَنْحِتُونَ ، وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами высекаете? Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:95,96),
أَفَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّىٰ ، وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَىٰ ، أَلَكُمُ الذَّكَرُ وَلَهُ الْأُنثَىٰ ، تِلْكَ إِذًا قِسْمَةٌ ضِيزَىٰ
«Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и ещё третью — Манат? Неужели у вас — потомки мужского пола, а у Него — потомки женского пола? Это было бы несправедливым распределением» (53:19–22),
وَقَالُوا مَا هِيَ إِلَّا حَيَاتُنَا الدُّنْيَا نَمُوتُ وَنَحْيَا وَمَا يُهْلِكُنَا إِلَّا الدَّهْرُ ۚ وَمَا لَهُم بِذَٰلِكَ مِنْ عِلْمٍ ۖ إِنْ هُمْ إِلَّا يَظُنُّونَ ، وَإِذَا تُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ آيَاتُنَا بَيِّنَاتٍ مَّا كَانَ حُجَّتَهُمْ إِلَّا أَن قَالُوا ائْتُوا بِآبَائِنَا إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ ، قُلِ اللَّهُ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يَجْمَعُكُمْ إِلَىٰ يَوْمِ الْقِيَامَةِ لَا رَيْبَ فِيهِ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени». У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения. Когда им читают Наши ясные аяты, их единственным доводом оказываются слова: «Приведите наших отцов, если вы говорите правду». Скажи: «Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберёт вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения». Однако большинство людей не знает этого» (45:24–26).
Всё, что кроме веры в Аллаха, является ложью, которая должна отвергаться. Точно так же, как вера нуждается в рассмотрении и размышлении, так и неверие, чтобы оно было отвергнуто, требует рассмотрения и размышления. Вышеприведённые аяты обращаются к разуму людей и требуют размышлять над реальностью утверждений неверных, чтобы убедиться в их ложности и полностью отвергнуть неверие. Всевышний Аллах говорит:
فَمَن يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىٰ لَا انفِصَامَ لَهَا ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий» (2:256).
Подобно тому, как рассмотрение и размышление — это средство для веры в Аллаха, это так же средство неверия в тагута, и оба этих положения необходимы для мусульманина, чтобы он ухватился за самую надёжную рукоять и последовал прямым путём.
Такая вера необходима каждому мусульманину, она заставляет его придерживаться своей религии. Кто уверовал в Аллаха и отказался от всего иного, найдёт себя склонным к Великому Всемогущему Создателю, найдёт себя любящим и страшащимся Его, стремящимся к Его милости, поклоняющимся Ему и подчиняющимся Его повелению. Как следствие, у мусульманина возникнет любовь к тому, что любит Аллах, и ненависть к тому, что ненавидит Аллах. Так мусульманин обратится в своей жизни к Аллаху, чтобы восхвалять и благодарить Его за все милости.
И как же может быть иначе, ведь человек слабый, беспомощный, которому нужен кто-то, кто упорядочит его дела. Без Аллаха человек не способен найти прямой путь и последовать ему, а также упорядочить свои дела. Повинуясь повелению Аллаха, он будет жить хорошей жизнью, а отвернувшись от Напоминания Аллаха он обречён на тяжкую жизнь, потерпев убыток как в этой жизни, так и в Следующей. Вера неизбежно ведёт к соблюдению законов Аллаха и богобоязненности, направляет каждого мусульманина к Творцу для поклонения и послушания, отдаляет от всего, что сердит Аллаха, и толкает к совершению всего, что радует Его.
Чем доволен Аллах, а что вызывает Его гнев? Аллах доволен покорностью, выраженной в выполнении одобряемых дел, которые Аллах установил для мусульман и которых Он потребовал придерживаться. А гневит Аллаха ослушание, т.е. совершение предосудительных поступков, которые Аллах так же обозначил и потребовал избегать этого.
Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд