20
Сб, апр

Знание об одобряемом и порицаемом

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Рассматривая вопрос исполнения приказов и отстранения от запретов, неизбежно сталкиваешься с рассмотрением вопроса необходимости познания того, что есть одобряемое и что есть порицаемое.

Знание находится на первом месте, опережая выполнение хороших дел и оставление плохих. Эти оба вида действия неизбежно должны сопровождаться знанием. Однако каким достаточным знанием должен обладать мусульманин?

Вполне очевидно, что знание должно опережать действие и что действие должно совершаться согласно шариатскому знанию. В ином случае действие не может считаться поклонением. Аллах требует от мусульманина совершения одобряемых дел, но для этого нужно их знать. Также Аллах требует отстранить себя от порицаемых дел, и для этого тоже необходимы знания.

Поклонение, подчинение и соблюдение — это основа, но для осуществления всего этого необходимо знание. Знание требуется не ради самого знания, а для того, чтобы происходило поклонение и подчинение. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن رَّسُولٍ إِلَّا لِيُطَاعَ بِإِذْنِ اللَّهِ

«Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (4:64).

Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: «Мы искали знание ради знания, но само оно желало быть только ради Аллаха». Самой целью является поклонение и подчинение. Поклонение и подчинение возможно осуществлять и с наименьшим количеством знаний, что называется таклидом (следованием), а можно запасшись огромным багажом знаний, что называется иджтихадом (собственное выведение закона Аллаха). В обоих положениях есть благо до тех пор, пока осуществляется подчинение. Кто совершал молитву (салят), соблюдая все её столпы (аркан) и условия (шурут), обходя всё, что может её аннулировать, тот совершил поклонение и выполнил то, что требовалось от него.

Но, совершая молитву без исследования и иджтихада, мусульманин обходит стороной великое благо, ведь посредством знания Аллах поднимает его по степеням. В таком случае мусульманин совершает молитву как мукаллид (последователь), принимая законы молитвы у того, кто в его глазах является знающим, богобоязненным и благочестивым. В понимании такого мусульманина всё то, о чём говорит этот знающий, правильней и ближе к подчинению Аллаха. Кто совершает молитву после исследования чужого иджтихада и доказательств, тот так же считается мукаллидом. Однако положение такого мукаллида лучше, чем положение мукаллида амми (слепого последователя), который принимает законы без изучения их доказательств.

В обоих случаях мусульманин принимает законы от других и осуществляет тем самым должное подчинение и поклонение. Но что касается муджтахида, то его положение перед Аллахом лучше, чем у остальных, поскольку он сам выводит законы из Корана и Сунны, изучая все имеющиеся доказательства.

 

Из книги «Призыв к Исламу» Ахмад Махмуд

Главное меню