Вещи (предметы, материальные объекты) не являются поступками. Вещи — это материальные предметы, которые человек использует при совершении поступков, а поступки — это слова и действия, к которым прибегает человек для удовлетворения своих потребностей.
Поступки неизбежно связаны с вещами (предметами, материальными объектами), которые используются в действии, направленном на удовлетворение потребностей. Таким образом, еда, питьё, ходьба, стояние на месте и т.п. — всё это является поступками с совершением физических действий. Торговля, наём, представительство, поручительство и т.п. являются поступками со словесными действиями. Все эти физические или словесные действия неизбежно связаны с вещами (предметами, материальными объектами).
Принятие пищи само по себе является действием, но в то же время оно связано с хлебом, яблоком, свининой и т.п. Питьё так же является действием, и оно связано с водой, мёдом, вином и т.п. Все эти вещи (объекты) нуждаются в шариатском решении (хукме) точно так же, как и сами поступки. Означает ли это, что вещи имеют тот же хукм (ваджиб, харам, мандуб, макрух или мубах), что и связанные с ними поступки, или они имеют иной, отличительный хукм от поступков? Или же вещи не имеют хукма вообще, и хукм относится лишь к поступкам?
Первое, что приходит на ум, это то, что вещи и действия — взаимосвязанное одно целое, что действие невозможно совершить без предмета (вещи) точно так же, как и вещь неотделима от действия, в случае, когда мы говорим предметно, а иначе, если одно отделить от другого, тогда теряется всякий смысл. Отсюда также приходит на ум, что хукм поступка соответствует хукму вещи, связанной с этим поступком. Поэтому в эпоху упадка учёные не делали различия между вещью и поступком. Некоторые из них говорили, что «в основе вещей — ибаха», охватывая своим таким изречением действия и вещи в одно целое. Другие же говорили, что «в основе вещей лежит тахрим (запретность)», так же объединяя в данном правиле действия и вещи в одно целое.
В действительности же существует разница между действиями и вещами с точки зрения Исламского Шариата. Тот, кто изучает шариатские тексты и нормы, видит, что Шариат выносит решение касательно поступков в рамках пяти постановлений (хукмов):
— обязательности (вуджуб),
— запретности (хурма),
— желательности (надб),
— нежелательности (караха),
— дозволенности (ибаха).
Отсюда любое действие человека регламентируется этими пятью видами постановлений: ваджиб, харам, мандуб, макрух, мубах.
Данные шариатские хукмы являются обращением Законодателя (Аллаха) касательно поступков людей, и они были установлены вне зависимости от связанных с этими поступками вещей, предметов. Данные шариатские хукмы касаются поступков, а не вещей. Так торговля как таковая — дозволена. Всевышний Аллах сказал:
وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ
«Аллах дозволил торговлю» (2:275).
Но что касается связанных с торговлей вещей, то некоторые из них Аллах разрешил — подобно винограду, а некоторые Он запретил — подобно вину (хамру). Хукм дозволенности относится к самому действию «торговли». Мы так же можем говорить о запрете, распространяющемся на действие «ростовщичества» (риба), невзирая на вещь, связанную с этим ростовщичеством.
Что касается вещей, то при изучении шариатских текстов можно увидеть, что Аллах классифицировал их двумя постановлениями:
— разрешённости (хилль, халяль),
— запретности (хурма, харам),
и не относил к ним такие постановления, как обязательность (вуджуб), желательность (надб) или нежелательность (караха). Аллах охарактеризовал вещи харамом и халялом. Всевышний Аллах сказал:
قُلْ أَرَأَيْتُمْ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ لَكُمْ مِنْ رِزْقٍ فَجَعَلْتُمْ مِنْهُ حَرَامًا وَحَلَالًا
«Скажи: «Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть — дозволенной?» (10:59),
وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَذَا حَلَالٌ وَهَذَا حَرَامٌ
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно» (16:116),
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ
«Он запретил вам мертвечину» (2:173),
حَرَّمْنَا كُلَّ ذِي ظُفُرٍ
«Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами» (6:146),
وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ
«Он объявит запрещённым скверное» (7:157),
لِمَ تُحَرِّمُ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكَ
«Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах» (66:1).
Из текстов видно, что постановление на вещи может быть только одно: либо халяль, либо харам, и третьего не дано.
Тахлиль (делать разрешённым) и тахрим (делать запретным) является прерогативой только лишь Аллаха, и никто не имеет права вмешиваться в это. Любой, кто внесёт своё мнение в данный вопрос, является грешником, преступником и клеветником на Аллаха. Разрешённость и запретность — это два свойства, одно из которых неизбежно присуще любому материальному предмету, который сотворил Аллах, и которое находится в поле ощущения человека, без разницы, употребляется ли оно в пищу, используется в качестве одежды, является ли это транспортом или для жилья, применяется каким-либо образом или не применяется вовсе.
При рассмотрении шариатских текстов мы заметим, что в основу всех вещей (предметов, материальных объектов) Аллах заложил ибаха (дозволенность). Аллах позволил использовать всё, что вокруг нас, за исключением некоторых вещей, о которых оговорено в текстах Шариата, и они находятся под запретом.
Данная ибаха понимается из шариатских текстов в общей (иджмаль) и обобщённой (тамим) форме. В общей форме ибаха понимается из таких аятов, как этот:
هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُمْ مَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا
«Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле» (2:29).
Обобщение же — из такого рода аятов:
أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللَّهَ سَخَّرَ لَكُمْ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً
«Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами?» (31:20).
Также Аллах говорит об этом в общей форме и детализирует в следующих аятах:
الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَكُمْ
«Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвёл с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания» (2:22),
وَسَخَّرَ لَكُمُ الْفُلْكَ لِتَجْرِيَ فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْأَنْهَارَ وَسَخَّرَ لَكُمُ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ دَائِبَيْنِ وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ وَآتَاكُمْ مِنْ كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَتَ اللَّهِ لَا تُحْصُوهَا
«(Аллах) подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день. Он даровал вам всё, о чём вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их» (14:32–34),
وَنَزَّلْنَا مِنَ السَّمَاء مَاء مُّبَارَكًا فَأَنبَتْنَا بِهِ جَنَّاتٍ وَحَبَّ الْحَصِيدِ وَالنَّخْلَ بَاسِقَاتٍ لَّهَا طَلْعٌ نَّضِيدٌ رِزْقًا لِّلْعِبَادِ
«Мы ниспослали с неба благословенную воду и взрастили посредством неё сады и зёрна собранного урожая, и высокие пальмы с висящими рядами плодами. Таково пропитание для рабов» (50:9–11),
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» (7:32),
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللَّهِ
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» (2:173),
قُلْ لَا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلَّا أَنْ يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَسْفُوحًا
«Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь» (6:145).
Эти аяты указывают на то, что Аллах разрешил людям все вещи; а также Он запретил некоторые вещи в виде исключения, сообщив о них отдельно. Некоторые хадисы упоминают о запрещённых вещах. Сообщается, что Пророк ﷺ запретил есть мясо домашнего осла, всех животных, имеющих клыки, и всех птиц, имеющих когти.
Законодатель (Аллах) сделал все вещи мубахом, то есть сделал их разрешёнными (халяль). Ибаха имеет противоположное хараму значение — халяль. Когда же указывается на запретность (хурма) некоторых вещей, то это происходит в качестве исключения и в отдельности к каждой вещи. Разрешённость (халль, халяль) и запретность (хурма, харам) в отношении вещей (предметов) являются свойствами этих предметов. Вещи не имеют третьего шариатского свойства.
Отсюда нет нужды в доказательстве на дозволенность вещи, поскольку обобщённое (аль-амм) доказательство (далиль) в текстах (нусус) разрешает все вещи. А что касается запрещённых вещей, то они нуждаются в доказательствах (далиль), потому что они являются исключением и отдельно выделены из общего указания на ибаха (дозволенность), поэтому существует нужда в отдельных текстах. Таким образом, в основе вещей (предметов, материальных объектов) лежит ибаха, т.е. в основе они являются халяль.